Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Миронов С.М.

Бедное студенчество – это путь к нищей России.

Сегодня с товарищами по фракции внесли в Государственную Думу проект федерального закона № 1056845-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части установления дополнительных социальных гарантий обучающихся". Расскажу о сути закона, опираясь на пояснительную записку к нему.

"Резкое ухудшение экономической ситуации, разгоняющаяся инфляция и непредсказуемость на рынке труда не позволяют многим обучающимся и их родителям реализовывать нормальный процесс обучения в вузах. Министерством образования и науки РФ не предпринимаются серьезные меры по социальной защите обучающихся. Стоит отметить, что действующие размеры стипендиального фонда, формирующиеся из ассигнований федерального бюджета, являются недопустимо низкими и фактически не обеспечивают ни одну жизненно важную потребность человека. Размер стипендий студентов ничтожно мал. Базовая академическая стипендия в вузах составляет – 1 340 рублей, в системе среднего профессионального образования – 487 рублей в месяц. Стипендиями при этом нынешние выплаты назвать сложно, правильнее рассматривать эти деньги как материальную помощь. Эта мизерная сумма, которая не может компенсировать студенту естественные расходы на питание и на учебу (покупку учебников, необходимых расходных материалов, дополнительной литературы), проезд в общественном транспорте. Существенно ухудшает положение студентов отмена в некоторых субъектах Российской Федерации льгот на проезд. Это заставляет наших студентов вместо учебы много и усиленно работать в ущерб процессу обучения и будущей профессиональной квалификации. Либо им остается рассчитывать на помощь родителей, подменяющих в данном случае государство".

Наш законопроект предполагает принципиально новые подходы к формированию стоимости как отдельных услуг, так и товаров, необходимых для учебного процесса. Мы предлагаем в отношении учебников и учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания не допускать ежегодного увеличения отпускной цены при их реализации конечному потребителю более чем на прогнозируемый уровень инфляции, положенной в основу формирования основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Также не допускается ежегодное увеличение отпускной цены питания для обучающихся более чем на прогнозируемый уровень инфляции. Подобная норма вводится также в отношении стоимости транспортных перевозок для обучающихся и оказания платных образовательных услуг.

Наш законопроект позволит установить дополнительные гарантии обучающимся в Российской Федерации и обеспечит реальную защиту их интересов в нестабильной экономической ситуации. Ведь речь идет о поддержке тех, от кого зависит будущее нашей страны. Бедное студенчество – это путь к нищей России.
Миронов С.М.

Память жива!

В эту субботу в Санкт-Петербурге, моем родном Ленинграде, пройдет традиционная встреча однокурсников Горного института. Сколько лет прошло, но традицию храним. И каждый раз наша встреча начинается одинаково. Едем на кладбище Александро-Невской лавры, к могиле декана Геофизического факультета Ленинградского Горного Института Юрия Николаевича Капкова. Память об этом замечательном человеке храним свято: блестящий профессионал, всеми любимый преподаватель и просто замечательный человек.

А потом будут разговоры: воспоминания, шутки, рассказы о работе, о детях и внуках. Хорошо, что в моей жизни был Горный. Не только потому, что я стал горным инженером-геофизиком. И не только потому, что много лет занимался любимой работой. Хорошо, что есть они – мои однокурсники и наше «Горное братство».

А вчера случайно наткнулся в Интернете на сайте «проза.ру» на рассказ о нашем Горном, в котором автор очень тепло вспоминает о нашем Юрии Николаевиче. Память жива!
Миронов С.М.

Солидарность, ответственность, компетентность...

В этом году начало сентября, начало нового учебного года вызывает особые чувства. Ровно десять лет прошло с трагедии в североосетинском городе Беслане. Захват террористами Бесланской школы номер 1 и последовавшие за этим события стали одним из самых тяжелых испытаний в новейшей истории России.

Я не раз бывал в Северной Осетии. Бесланское кладбище – это место, где особенно остро ощущаешь, с каким страшным и до сих пор еще не поверженным врагом столкнулась Россия. Нестерпимо больно видеть могилы с детскими лицами на портретах и одной датой смерти. Но тем больше решимость противостоять этой угрозе всеми силами, всеми возможностями.

Не случайно сегодняшний памятный день называется Днем солидарности в борьбе с терроризмом. Спецслужбы делают свое дело, террористическая активность за последние годы существенно снизилась. Но окончательно победить страшное зло действительно можно только солидарностью и гражданской ответственностью. Потому что почти всякая террористическая вылазка лишь тогда достигает своей цели, когда ей содействуют чья-то корысть или равнодушие. Но зато сколько горя было предотвращено именно потому, что кто-то вовремя обратил внимание на подозрительных людей, кто-то честно выполнил свой служебный долг.
Солидарность, ответственность, компетентность – вот наша защита от террора. День 3 сентября, особенно в такую, как сейчас, годовщину, еще раз об этом напоминает. Но помнить об этом нужно всегда.
Миронов С.М.

ЕГЭ: тотальный контроль не добавит знаний

В России продолжается эксперимент, которым так гордится команда министра Ливанова, и который наносит огромный вред нашему образованию. Продолжается ЕГЭ. Из разных регионов страны приходят и активно тиражируются данные об аннулировании результатов работ школьников, об «изгнании» провинившихся (пользовавшихся мобильниками и шпаргалками). Счет идет на десятки. Не сомневаюсь, что при такой активности «ЕГЭохранительных» структур в итоговых отчетах будут фигурировать сотни проштрафившихся.

Так и хочется сказать: «Эх, эту бы энергию, да в мирных целях!». Почему так энергично и с такой готовностью внедрялись в российскую систему образования положения Болонского соглашения? Почему с такой энергией идет контроль над любителями «шпор» и мобильных подсказок? Да, конечно, надо контролировать и это. Надо сделать экзамены прозрачными и честными, короче говоря, справедливыми для всех. Но можно ли говорить о справедливости в условиях, когда учеба в школах стала не обучением, а натаскиванием на ответ? Когда важнейшая школьная функция – воспитание – может в скором времени кануть в Лету, а выпускники при решении любых задач будут спрашивать: «А где варианты ответа? Давайте я выберу»?
Нет, справедливость частичной не бывает. Она – не товар, который отпускается «в нарезку», она бывает только целиком. И предложение СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ в силе: давайте сделаем первый шаг.

Давайте дадим школьникам возможность выбора – сдавать ЕГЭ или экзамен по классической схеме, отработанной и проверенной десятилетиями и даже веками. А потом посмотрим, кто «круче» – тот, кто сдавал «тест на правильное нажатие кнопочек», или тот, кто предпочел проверку полученных знаний. Вот это будет справедливо. А подменять системой тотального контроля необходимость ликвидировать обязательность ЕГЭ – это очередное отвлечение внимание общественности от решения давно перезревшей проблемы нашего образования.
Миронов С.М.

Великая литература против ЕГЭ

​Итак, долгая и упорная борьба тех, кто выступает против тотальной «егэизации» школьного образования, начала приносить первые реальные плоды. В итоговую аттестацию выпускников школ возвращается сочинение по литературе. Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев недавно подписал документ, предписывающий Минобрнауки, начиная с 2015 года, включить его в разряд обязательных итоговых экзаменов. Оценка, полученная за сочинение, будет учитываться при поступлении в вузы, наравне с баллами, полученными за другие обязательные (математика и русский язык) и профильные дисциплины.

​Надежда на возвращение сочинения в разряд обязательных экзаменов для выпускников появилась после того, как этот вопрос поставил в декабрьском Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В.Путин. Позже он развил данную мысль на своей итоговой пресс-конференции. «Творческая работа молодого человека при написании сочинения – это серьезная вещь, которая призвана обогатить учебный процесс и абитуриента», – сказал Путин, уточнив, что «зачеркиванием крестиков и ноликов определить знания сложно». Хочу заметить, что, по сути, то же самое, мы, принципиальные противники ЕГЭ, говорили уже давно. И очень хорошо, что нас наконец услышали.

​Апологеты ЕГЭ сегодня в панике. Полноценное выпускное сочинение в тотальную «егэизацию» никак не втиснешь. Возвращение такой экзаменационной формы пробивает зияющую брешь во всех их концепциях. Вот и поднялся, с одной стороны, – растерянный, с другой, - недовольный бубнеж. Одни пугают: очень трудно, мол, будет найти объективные критерии для оценки творческих текстов. Другие сетуют: как теперь натаскивать ребят на сдачу тестов по русскому языку? Ведь не секрет, что сейчас время для этого урывается в старших классах именно за счет уроков по литературе. Кое-кто, словно фиговым листком, пытается прикрыться тем аргументом, что, дескать, и сегодня в тестовых материалах ЕГЭ по русскому языку существует так называемая часть «С», где выпускникам прелагается написать некое «эссе» размером – страшно сказать! – аж в 150 слов. И эти полстранички текста на полном серьезе считают достаточными для проверки способности учащихся излагать свои мысли на бумаге. 150 слов – это, конечно, больше, чем словарный запас Эллочки-людоедки – героини известного романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Но меньше, чем у упомянутых в этом же романе дикарей из племени Мумбо-Юмбо. У тех в словаре все-таки было целых 300 слов.

Возврашение выпускных сочинений – обнадеживающий шаг. Оно несомненно даст стимулы для того, чтобы вместо «клипового сознания» у ребят формировалась культура речи, способность мыслить и рассуждать самостоятельно. Вместе с тем, есть опасность, что ярые сторонники ЕГЭ попытаются забюрократизировать, а, может, даже и саботировать это дело. Надо понимать, что у ЕГЭ ныне есть мощнейшее лобби. Вокруг него сложилась целая «индустрия», связанная с госзаказами на разработку «егэшных» тестов и методик, с внедрением дорогостоящих систем контроля, с огромными масштабами репетиторства, наконец, с имитацией кипучей деятельности, помогающей иным чиновникам от образования делать карьеру.

Collapse )
Миронов С.М.

​​Пустите студента в музей!

​Среди сомнительных нововведений, который содержит новый Закон об образовании, начавший действовать с 1 сентября, есть те, где зацикленность на прямолинейном бухгалтерском подходе особенно очевидна. К таковым, в частности, относится отмена права бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев для студентов. Если в старом законе норма об этом была, то в новом нет. А стало быть, юноши и девушки, стремящиеся заниматься самообразованием, приобщаться к шедеврам культуры и историческим реликвиям, должны отныне раскошеливаться, покупая полные взрослые билеты. Разработчики Закона об образовании и депутаты от партии власти, голосами которых он в основном и принят, словно сами никогда не были студентами. Словно забыли, что в вузах учатся не только сынки и дочки состоятельных родителей. Что основной массе студентов в материальном плане живется очень и очень непросто. Стипендии крайне скудны. Плата за проживание в общежитии растет и растет. Родители не всякому могут помогать, а найти хорошую подработку, которая бы позволяла сводить концы с концами и не мешала учебе, - дело сложное.

Collapse )
Миронов С.М.

Отсутствие общественного доверия к Ливанову скажется на доверии к рейтингу вузов

Министерство образования и науки запускает очередной мониторинг деятельности вузов. Действительно, не могут же абитуриенты и работодатели ориентироваться на международные рейтинги, тем более что Россия в них практически не представлена, или на саморекламу тех учебных заведений, для которых знания стоят на втором месте, а на первом – прибыль.
Но это именно та ситуация, когда более чем уместен классический вопрос: А судьи кто?
Нет, я не об экспертах, которые будут привлекаться к проведению мониторинга. Не подвергаю огульному сомнению их компетентность и объективность. Я о тех, кто будет делать административные выводы из результатов этого мониторинга.
Уже не один раз суждения министра Дмитрия Ливанова об эффективности тех или иных образовательных или научных структур вызывали громкие скандалы. А причина этого состоит, прежде всего, в том, что эффективность самого министра широкая научная и педагогическая общественность оценивает, мягко говоря, невысоко. И отсутствие общественного доверия к министру не может не сказаться на общественном доверии к министерскому рейтингу.
Хотя, несомненно, наша страна нуждается в авторитетной и объективной системе оценке вузов.
Миронов С.М.

Уроки «рабочей олимпиады»

В начале июля в Германии прошел всемирный конкурс рабочих профессий. Их уже многие десятилетия проводит известная международная некоммерческая организация Worldskills International (WSI), возникшая еще в 1946 году. В Лейпциг на эту весьма популярную и престижную «рабочую олимпиаду» съехались мастера-золотые руки из 50 стран. Более тысячи профессионалов сражались за титул лучшего сварщика и каменщика, токаря и столяра, автомеханика и web-дизайнера, парикмахера и повара и т.д. Приходится сожалеть, что долгие десятилетия Россия оставалась вне рамок данного международного движения, ставящего целью популяризацию рабочих профессий и повышение стандартов профессиональной подготовки по всему миру. Но в прошлом году наша страна вступила в Worldskills International, а в этом впервые направила на международный конкурс сборную из 15 лучших рабочих, представляющих разные регионы России.

Мы привыкли, что, участвуя в аналогичных международных конкурсах, российские сборные программистов или математиков, выступают очень успешно, завоевывают множество первых мест. Но вот с рабочими так лихо не получается. Первый блин, можно сказать, вышел комом. Наши смотрелись на фоне соперников из Германии, Японии или Южной Кореи, завоевавшей наибольшее число золотых медалей - 23, скажем так, бледновато.

Отнюдь не хочу бросить камень в огород тех, кто отстаивал честь России на соревнованиях. Их отбирали по итогам внутрироссийских конкурсов, и, видимо, они действительно лучшие по нашим российским меркам. И это, разумеется, вовсе не вина их, а беда, что у нас большинство рабочих профессий нынче в загоне, что развалены многие техникумы и ПТУ. Россия, конечно, по-прежнему богата на мастеровитых людей, способных делать чудеса своими руками. По городам и весям у нас по-прежнему можно найти и современных Левшей, и Кулибиных. Но когда самоучка «Кулибин» выходит состязаться с выпускниками первоклассных европейских колледжей, когда ему приходится мериться силами с иностранными мастерами, использующими инструменты, которых наши и в руках не держали, дело туго. Наши каменщики, токари, сварщики оперируют миллиметрами, а они – микронами.

Collapse )
Миронов С.М.

Учитель должен быть образцом для подражания

Конституционный Суд рассматривает возможность отмены ограничений на работу в школе для педагогов с судимостью. В суд обратились учителя, которых эти поправки коснулись. Напомню, что в 2011 году были внесены изменения в статью 351.1 Трудового кодекса РФ, которые вступили в силу с января 2011 года. Жесткие изменения в трудовой кодекс были внесены с целью ограждения детей от насилия. Дословно они звучат так: «К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся или подвергающиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности».

С одной стороны, все логично и здраво. С другой стороны, что делать с теми учителями, которые остались без работы вследствие ошибок молодости, которые были совершены давно, о которых уже все и думать забыли, а человек с тех пор имеет чистую и незапятнанную репутацию? Вопрос действительно крайне сложный. Ведь зачастую подобные преступления были небольшой тяжести, да и с детьми эти деяния могли быть никак не связаны. Именно этим и руководствуются те, кто выступает за отмену ограничений, «вооружившись» большим количеством примеров подобных ошибок молодости.

Но давайте не забывать одной, может быть, и избитой, но вполне правильной мысли: «Закон должен быть единым для всех». Если мы будем в этом сложнейшем вопросе идти на уступки, то, как водится, уступками этими будут пользоваться те люди, к которым они ну никак не относятся. Я утверждал и утверждаю, что в школе не место людям, не умеющим сдерживать свои эмоции. Ведь все мы знаем, что педагог — это прежде всего человек, обладающий огромным запасом терпения. Ситуации, которые могут вывести учителя из себя, в школе случаются достаточно часто, порой каждый день. И если педагог идет в школу по призванию, он должен понимать, что терять самообладание ему ни в коем случае нельзя. Он должен знать, как бороться со своими эмоциями. А если этот человек, педагог, совершает какое-то преступление, допустим, даже не тяжкое, допустим, никак не связанное с детьми, можем ли мы поручиться, что следующей его жертвой не станет ребенок? Нет, не можем. Я уже не говорю о том, что учитель попросту должен быть примером для подражания. Согласитесь, очень интересный пример являет собой учитель, за спиной у которого была судимость...

Поэтому я считаю, что подобные нормы вполне обоснованны и правомерны в государственной системе образования. Ведь, напомню, что появление этих норм возникло не случайно. Сколько преступлений против несовершеннолетних было совершено за последние годы! А сколько детей пострадало от рук недобросовестных педагогических работников! Цифры говорят сами за себя, и мы не можем не принимать их во внимание.
Миронов С.М.

«Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни»

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
Языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жизни».
К.Г. Паустовский


Вчера в России отпраздновали День русского языка. Праздник никогда не хочется омрачать разговорами о неприятной действительности. А вот после самое время подробно поговорить о том, что наболело. А наболело действительно сильно.
В наше прогрессивное время всё стремится к упрощению, к ускорению. Не обошла эта «беда» стороной и наш великий русский язык. Разговорный, а следом за ним и литературный язык изменяется сейчас не в лучшую сторону. Всё чаще я стал видеть совершенно шокирующие меня высказывания и публикации, в которых, особо не вникая, даже пятиклассник найдет ряд грамматических ошибок и, как ни странно, сможет дать четкое правило, по которому будет ясно, что так писать нельзя! Не каждый взрослый сейчас эти правила может вспомнить. Да и нужны ли они взрослому  человеку?

Ведь мало кто из нас, начиная писать тот или иной текст, задумывается о правилах. Это происходит машинально. Для грамотных людей — это как езда на велосипеде. Сел на велосипед и крутишь педали. И ничего тут сложного нет. Но вот кому действительно нужно эти правила вспоминать и заново учить, так это тем, кто с этого велосипеда постоянно падает, никак не понимая, что сначала нужно крутить правой ногой, потом левой, потом опять правой и так далее. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы научиться «крутить эти педали». Нужно только захотеть! И потом выработанная привычка просто не даст с этого «велосипеда» упасть.

Итак, нужно только захотеть.... – вот он рецепт! Но именно в этом зачастую и заключается основная трудность. Люди не хотят. Могут, но не хотят, приводя следующие неубедительные аргументы: «Это же не сочинение по русскому языку» или «Ну, мы же не в школе». Да, действительно, не в школе. И от этого-то и стыдно. Школьники зачастую бывают грамотнее своих родителей, потому что им не дают эти правила забыть учителя. Ну, а потом? Хоть трава не расти? Учителя над душой не стоят – свобода! Сдал экзамен и забыл о существовании каких-либо правил. А, тем не менее, они существуют, и не только в учебниках, а в обычной повседневной жизни.

Collapse )