Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

ТЕСТ НА КОМПЕТЕНТНОСТЬ

В четверг состоялось совместное совещание Совета Федерации и Правительства Российской Федерации на тему «Об основных параметрах федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». От правительства главным докладчиком был А. Кудрин, а от Совета Федерации - я. Хочу познакомить Вас с некоторыми фрагментами моего выступления на совещании.

Правительство России в проекте основных направлений бюджетной политики на 2010 год и на плановый период (2011 и 2012 годы) назвало шесть важнейших приоритетов. Это: 1) стимулирование экономики на период выхода из кризиса, 2) обеспечение макроэкономической устойчивости с адаптацией бюджета к более низкому уровню расходов, 3) рост качества (эффективности) государственных услуг; 4) рост эффективности налоговой системы; 5) создание достойной пенсионной системы; 6) стабилизация банковской системы.

Хотя все эти задачи очень важны, но все же в конкретном федеральном бюджете на 2010 год необходимо отразить еще ряд целей, которые диктуются положением и насущными нуждами граждан нашей страны.
Мониторинг общественного мнения на первые места по значимости для населения неизменно выводит вопросы безработицы, роста цен и падения доходов. Это важнейшие факторы ухудшения условий жизни людей и противодействие таким процессам должно отчетливо прослеживаться в политике государства и в бюджете.

В этой связи нужно ещё раз обсудить и обдумать планы отказаться от индексации зарплаты бюджетников в следующем году. Как раз бюджетники с их и без того скромными доходами больше других слоёв населения страдают от роста цен на товары первой необходимости, который значительно превышает официальные показатели инфляции.
Замораживание зарплат врачей, учителей, других бюджетников социально и политически неприемлемо, особенно, в условиях кризиса. Это чревато не только ростом социальной напряженности, но и уменьшением потребительского спроса, что ещё больше усугубит положение дел в нашей экономике. Бороться с дефицитом бюджета, замораживая зарплаты в госсекторе и социальные расходы, - это всё равно что снижать больному температуру, поместив его в холодильник. Нужно искать другие источники средств и экономии. Но ни в коем случае нельзя экономить на людях.

В проекте бюджета на следующий год предполагается сокращение целого ряда очень важных для регионов субсидий. Так, например, с 2010 года федеральный бюджет перестанет финансировать выплаты детских пособий и коммунальных субсидий малоимущим гражданам, обязательства перед ветеранами труда и тружениками тыла, оздоровление детей, содержание профессионально-технических училищ. По разным оценкам общее сокращение субсидирования составит примерно 76 млрд. рублей. Кроме того, в 2010 году федеральный центр перестанет субсидировать строительство автомобильных дорог в регионах.

Я считаю, что в сложившейся ситуации бюджет должен стать финансовым фундаментом наших планов по выходу России из кризиса, по модернизации экономики и решению социальных проблем. Поэтому подготовка проекта бюджета на период 2010-2012 годы – это определённый момент истины, тест на компетентность для властей всех уровней.

В последнее время можно слышать о первых признаках улучшения экономической ситуации, однако о выходе России из кризиса нужно судить не только по росту цен на нефть и улучшению общих макроэкономических индикаторов. О том, что трудные времена миновали, можно будет уверенно сказать лишь тогда, когда мы увидим стабильный рост экономики в регионах, рост уровня жизни граждан. И мы все должны не пассивно ждать этих улучшений, а помогать им, создавать для них условия.

Необходимо формирование новых приоритетов и подходов в стратегическом планировании развития нашей страны, где главной целью станет повышение уровня и качества жизни граждан, а не только достижение абстрактных экономических параметров. По моему мнению, такой подход должен найти отражение в бюджете.

Мониторинг социально-экономической ситуации в регионах показывает, что многие субъекты Федерации испытывают серьёзные затруднения с бюджетными доходами. Это связано с ухудшением финансового положения предприятий - основных источников пополнения региональных и местных бюджетов.
Вместе с этим в последние годы происходило постоянное перераспределение бюджетных полномочий и обязательств – с переносом основного центра тяжести социальной нагрузки на региональные и местные бюджеты. В результате именно на них лежат сегодня основные обязательства по финансированию систем жизнеобеспечения, образования, а также по оказанию большинства социальных услуг населению. Многие региональные и местные бюджеты не в состоянии справиться с возросшими социальными обязательствами. Тем более с задачами развития.
Бюджетная политика не может быть успешной в целом, если федеральный уровень мы полностью обеспечим финансами для выполнения его функций, а бюджеты в регионах или муниципалитетах окажутся провальными.

Необходимо устранить тот перекос, который постоянно происходит при подготовке бюджета - я имею в виду недооценку региональных проблем. Нельзя игнорировать увеличение экономического и социального разрыва между субъектами Федерации. Межрегиональные различия должны быть учтены в бюджете. Иначе федеральному Правительству придётся в авральном порядке латать финансовые дыры в бюджетах наиболее проблемных регионов.

Хочу выделить еще одно направление, которое вызывает целый ряд вопросов для обсуждения – это политика стимулирования экономического роста. Будущее связано с развитием, общепризнана и постоянно подтверждается задача перевода экономики России на инновационный путь развития. Напомню, что год назад, когда в условиях кризиса принимали предыдущий бюджет, высказывалось ясное понимание того, что выходить из кризиса надо на основе коренной модернизации и повышения конкурентоспособности российского производства. Это понимание сохраняется и сегодня.
Но практических мер для решения этой важнейшей задачи за прошедший год реализовано недостаточно.

Известно, что в проекте бюджета на 2010 год почти нет места прямым государственным инвестициям. Думаю, это вынужденная мера. Но мы все прекрасно понимаем, что без инвестиций не будет и развития и экономического роста. Бюджетные инвестиционные программы – это инструмент для прямого вложения средств в те сферы, которые государство считает приоритетными.

Говоря о частных инвестициях, отмечу, что для них нужно создавать весомые стимулы именно в инновационной сфере. Деньги текут как вода туда, куда их выгодно вкладывать. Если мы хотим, чтобы они пошли в сферу инноваций, на модернизацию производства, на программы повышения его конкурентоспособности, значит, нужно обеспечить такие условия, чтобы в России было выгоднее заниматься инновациями и модернизацией, чем другими видами деятельности, чтобы инновационные проекты было выгоднее реализовать в России, чем в других странах.

Между тем есть примеры, которые показывают, что наше государство знает, чем и как привлекать инвесторов. Например, сейчас решается вопрос об отмене экспортной пошлины и НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых) на топливно-энергетические ресурсы, добываемые в Восточной Сибири. Не надо долго объяснять, какое это имеет значение для освоения этого стратегически важного региона. Здесь государство нашло и ресурсы, и политическую волю, чтобы не лозунгами, а реальными стимулами, выгодой привлечь инвесторов.

Подобные меры нужны и для тех, кто занимается инновациями в реальном секторе, кто готов вернуть к жизни наши промышленные и сельскохозяйственные предприятия, обновить их технологическую базу. И здесь нужен точный расчет выгод и необходимых стимулов.

Я считаю, что если налоговая, кредитная, тарифная политика государства будет нацелена на решение этих задач, то в каждом регионе России возникнут точки роста. Станет выгодно запускать предприятия, создавать рабочие места, производить продукцию. Но для этого нужны не лозунги и не символические жесты, а реальные выгодные для инвесторов и предприятий меры.
Tags: НА ЗЛОБУ ДНЯ, Общество, Политика, Совет Федерации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 151 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →