Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Categories:

Без знания прошлого нет пути в будущее

Вчера в Совете Федерации я встречался с преподавателями истории и руководителями учреждений образования.
Обсуждали качество преподавания истории в российских учебных заведениях. Тема более чем актуальная, учитывая постоянно возрастающее количество попыток фальсифицировать наше прошлое.


Общество глубоко обеспокоено состоянием исторической науки, проблемами преподавания истории в школах. Эта обеспокоенность вызвана, прежде всего, отсутствием устойчивой самоидентефикации россиян. Что и неудивительно, поскольку сама эта идентификация не раз подвергалась существенной корректировке в последние десятилетия, в сущности, на протяжении всего лишь одной человеческой жизни. И всякий раз в жертву приносилась история, исторические знания.

Нельзя не сказать и о том, что слишком часто в последнее время история становится инструментом международной политики. Причем - откровенно антироссийской. Успех противодействия такой политики прямо зависит от того, настолько выработан в обществе иммунитет к историческим подтасовкам. То есть от того, насколько качественно и ответственно работают подагоги-историки. Ведь фальсификациям верят в основном те, кто поверхностно знаком с мировой и отечественной историей.

Лично я убежден, что воспитание настоящего гражданина возможно только на прочном фундаменте глубоких знаний о прошлом - своей семьи, своей страны, своего народа. Чем больше будет у нас таких граждан, тем более определенными будут перспективы развития России.

Движение вперед невозможно без знания прошлого, без знания истории.
Однако в преподавании истории важны не только фактология и хронология, но и личностная позиция педагога, нравственный аспект. Формальное отношение историка к своему предмету недопустимо и невозможно, тем более, что содержание многочисленных учебников по истории оставляет желать лучшего, не говоря уже о необходимости единообразия трактовок. В учебниках США, например, невозможно найти различные оценки фундаментальных событий и проблем, а в наших учебниках можно встретить даже диаметрально противоположные оценки общеизвестных исторических фактов, что не способствует воспитанию гражданина и патриота.

Да и смогут ли знания учеников быть глубокими, если преподавание будет сведено к натаскиванию на тесты единого госэкзамена? Напомню, что вводился ЕГЭ, как эксперимент, а результаты этого эксперимента так и не были до сих пор обнародованы. В сентябре будут опубликованы результаты работы экспертной комиссии Совета Федерации, сформированной специально для анализа ЕГЭ. Эти результаты будут представлены руководству страны, так как есть опасения, что ЕГЭ в конечном итоге приведет к снижению общего уровня образованности населения.

История – это не перечень фактов и дат, это прежде всего цельный взгляд на прошлое. И если российская школа не будет помогать юным гражданам страны обрести такой взгляд, то у них есть все шансы превратиться в «иванов, родства не помнящих», в «биомассу», открытую для демагогии и манипуляций.

Нет никаких сомнений в том, что следует увеличить часы, отведенные для преподавания истории. Охват тем, значительно увеличился, а время, отведённое на уроки истории в школе, сократилось в последнее время примерно на четверть.
Так что проблем с преподаванием истории достаточно много, и их надо решать. Ведь отношение государства к учителю – это показатель его силы, либо его слабости, как говорил канцлер Германии Отто фон Бисмарк.

Мы должны быть сильными.
Tags: Будущее, История, НА ЗЛОБУ ДНЯ, Образование, Общество, Совет Федерации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 64 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →