Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: НОВЫЕ ИДЕИ И ПРИНЦИПЫ

Уважаемые друзья!
В начале недели в Киеве состоялась Международная парламентская конференция по вопросам европейской безопасности. Тема интересная, а главное, непосредственно касающаяся каждого из нас. Хочу познакомить Вас с основными идеями моего выступления на этой конференции.


История убедительно свидетельствует – когда политические бури сотрясают Европу, содрогается весь мир. Пример этому – две мировые войны. Начавшись в Европе, они как торнадо втянули в эту катастрофическую воронку всю планету.

Окончание второй мировой войны, казалось бы, породило надежду на вечный мир и благополучие народов, истерзанных молохом фашизма. Однако, к сожалению, реалии были иными. К концу 60-х годов ХХ века ситуация в Европе и мире сложилась так, что международное сообщество было вынуждено задуматься о формировании новой структуры безопасности. Именно таким путём Европа пришла к Хельсинки. Подписание Хельсинкского Заключительного акта с его знаменитыми «тремя корзинами» стало судьбоносным решением не только для Европы, но и для всего мира.

Сегодня мы оказались перед лицом новой реальности – по истечении 35 лет возникла острая необходимость формирования современной архитектуры европейской безопасности. Главная причина этого – радикальные изменения политического ландшафта в Европе и мире. Рухнула биполярная система международных отношений, так как с политической карты исчез Советский Союз. Кануло в лету разделение мира по идеологическому принципу. Именно эти фундаментальные факторы выдвигают на первый план задачу формирования новой, отвечающей реальностям нашего времени, архитектуры европейской безопасности.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С «ТРЕМЯ КОРЗИНАМИ»?

В «первой корзине», куда входит блок военно-политических вопросов, ситуация выглядит, мягко говоря, противоречивой. «Холодной войны» и идеологического противостояния больше нет. Однако на континенте остаётся один единственный военно-политический блок – НАТО, который, несмотря на изменения политического ландшафта Европы и мира неуклонно расширяется в восточном направлении и продолжает действовать в прежнем режиме.
Более того, сфера деятельности Североатлантического альянса начинает выходить за рамки его географической ответственности, распространяется на новые регионы вне евроатлантической зоны.
Одновременно с этим процесс разоружения на самом европейском континенте зашёл в тупик.

Во «второй корзине», которая включает вопросы сотрудничества в области экономики и экологии, положение тоже неоднозначное. Экономическая составляющая, которая имела смысл в условиях наличия в Европе двух противоположных общественно экономических систем, оказалась выхолощена. Действительно, сейчас на континенте все государства придерживаются одинаковых рыночных принципов развития. Кардинальных различий между ними в экономической философии больше нет. Поэтому смысл «второй корзины», сформулированной, как и весь Заключительный акт Хельсинки ещё в 1975 году, просто-напросто устарел.
В том, что касается экологических положений, то они, наоборот, нуждаются в дальнейшем развитии и усилении, но уже с учётом новых экологических вызовов нашего времени.

Без всякого сомнения, сохраняется востребованность гуманитарного измерения хельсинкского процесса, которое относится к «третьей корзине». Актуальность вопросов прав человека, развития демократических институтов, гуманитарных обменов в современных условиях возрастает. Однако подходы к решению данного комплекса проблем должны быть честными, без двойных стандартов и односторонних претензий на собственную непогрешимость.
Главное состоит в том, что решения в руководящих органах ОБСЕ, принимающиеся на основе консенсуса, носят политический, а не юридически обязывающий характер.

НУЖНЫ НОВЫЕ ИДЕИ

Таким образом, в сегодняшней Европе мы имеем весьма рыхлую систему безопасности, которая к тому же даёт сбои в самые ответственные моменты. Ярким свидетельством этому явились события на Кавказе в августе 2008 г., спровоцированные агрессией Грузии против Южной Осетии. Подобное положение не может устраивать никого.

В сложившейся ситуации абсолютно закономерной стала инициатива России о разработке и заключении юридически обязывающего Договора о европейской безопасности.
Хотел бы сразу подчеркнуть, что эта инициатива не предполагает «маргинализации» какой-либо страны или организации. Наоборот, она предусматривает участие всех государств и многосторонних объединений евроатлантической зоны в разработке положений Договора.

Речь, в частности, идёт о таких объединениях как Евросоюз, НАТО, СНГ и ОДКБ. При этом следует отметить, что все эти организации занимаются обеспечением безопасности автономно. Их действия не скоординированы, а главное они не охватывают всю евроатлантическую зону. Поэтому возникает реальная потребность в разработке механизмов сотрудничества в сфере безопасности, которые охватывали бы всю Европу и прилегающие к ней морские пространства.

В Договор о европейской безопасности, на мой взгляд, должны быть заложены четыре основных смысловых блока.
Первый блок подтверждает базовые принципы межгосударственных отношений, включая уважение суверенитета, территориальной целостности и независимости государств, невмешательство во внутренние дела, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой. Здесь же предлагается отразить такие элементы, как недопустимость применения силы или угрозы её применения, отказ обеспечивать свою безопасность за счёт других, недопущение действий, ослабляющих единство общего пространства безопасности, запрет на развитие военных союзов в ущерб безопасности других участников Договора, уважение права на нейтралитет и так далее.
Второй блок касается принципов развития режимов контроля над вооружениями, укрепления доверия, сдержанности и разумной достаточности в военном строительстве. Сюда относятся принципы ненаступательной обороны, отказа от дополнительного постоянного размещения существенных боевых сил за пределами своих территорий и другие.
Третий блок может быть посвящён принципам урегулирования конфликтов. Имеется в виду, что в Договоре будут зафиксированы единообразные правила, применяемые ко всем кризисным ситуациям. Здесь же можно отразить общие подходы к их предупреждению и мирному урегулированию на основе переговоров.
Четвёртый блок Договора предлагается посвятить механизмам взаимодействия государств и организаций по противодействию новым угрозам и вызовам, включая распространение оружия массового уничтожения, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков и другие виды трансграничной организованной преступности.
Естественно, над содержательным наполнением Договора можно и нужно работать только совместно.

Мне представляется, Европа могла бы взять на себя роль первопроходца, стать своего рода творческой лабораторией по разработке и практической обкатке новых компонентов глобальной системы безопасности.
Tags: Безопасность, Будущее, МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →