Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

"Очистительный огонь просвещения"

Дорогие друзья!
На днях состоялось заседание Всероссийского Совета народного просвещения. С каждым днем я убеждаюсь, что Россия нуждается в многоуровневой системе народного просвещения. Причем, речь должна идти не только об образовании, но и о нравственности, гражданственности, естественному человеческому отношению к добру и злу. Слушал недавно  передачу по радио. Ведущий обсуждал со слушателями в прямом эфире поступок Шурмана, инкассатора, ограбившего Сбербанк. И что поразительно, большинство слушателей не то чтобы одобряли, но явно не осуждали этого Шурмана, укравшего 250 млн.рублей. Люди говорили не о том, что он совершил преступление, а том, где он спрятал деньги, почему не сбежал за границу, не изменил внешность и так далее. Это очень тревожный сигнал.


Говоря о просветительской деятельности, позволю себе напомнить Вам слова Николая Васильевича Гоголя, чей юбилей наша страна отмечала в этом году: "просветить – не значит научить, или наставить…, это значит пронести всю природу человека сквозь какой-то очистительный огонь".

Экономический кризис обнажил низкую правовую и экономическую культуру населения. Включение человека в орбиту новых знаний, новой информации для того, чтобы он смог поменять место работы или профессию – одна из ключевых антикризисных мер. необходимо заинтересовывать людей, мотивировать их на учебу и самообразование.
Мы живем в информационном обществе, все меняется очень быстро, новые информационные технологии требуют новых форм организации просветительской работы.

На первом Совете было высказано предложение создать Народный университет миллионов - всероссийское учебное заведение неформального образования. С точки зрения организационно-правовой формы, университет будет некоммерческим партнерством, открытым для всех заинтересованных организаций.
Его основная цель – доведение до граждан научных знаний и другой социально значимой информации.

Сегодня на телевидении только канал "Культура" последовательно выполняет просветительскую миссию. Но этого явно недостаточно. Отечественное научно-популярное кино проявляется на экранах телевидения очень редко, хотя спрос на него огромный.
В рамках развития цифровых каналов, специального канала, посвященного науке, образованию и просвещению пока также не планируется. Надеюсь, что научно-просветительская тематика в той или иной степени будет представлена на всех каналах. Но отдельный канал, посвященный миру знаний все же нужен. Об этом уже не первый год говорит Сергей Петрович Капица.

Можно инициировать создание такого канала в рамках проекта Народный университет миллионов. Просветительские программы должны быть интересны зрителям. Просвещение сродни искусству – оно не может быть скучным.

Интернет пока, к сожалению, не выполняет серьезных просветительских функций. В своем естественном состоянии он слишком "замусорен" контентом далеко не просветительского свойства. Откопать там нужную и достоверную информацию порой очень непросто.
Кстати, у нас до сих пор отсутствует такое направление в образовании, как Интернетоведение – обучение людей работать в Интернете в широком диапазоне: от привития навыков решения повседневных задач до аналитики, умения отличить достоверную информацию от лжи.
Приведу пример Эстонии, где недавно стартовал проект "Будем вместе", который в течение трех лет должен приобщить к Интернету 50 тысяч семей. Там считают, что один лишь доступ к информации позволит снизить безработицу на 1,5%.

Очень важно также помочь пожилым людям получить необходимый уровень знаний и навыков в области цифровых технологий. Для людей преклонного возраста, многие из которых до сих пор не могут полноценно пользоваться персональным компьютером, даже прием и отправка электронных писем или, скажем, просмотр цифровых фотографий может стать серьезной проблемой. К решению этой проблемы приступили многие развитые страны. К примеру, корпорация Microsoft предлагает специальный персональный компьютер для пожилых людей.

И несколько слов о просвещении самих просветителей. Речь идет о развитии научно-исследовательских коммуникаций между российскими университетами. Мы хотим создать технологическую основу для просвещения самых разных групп населения, но в то же время такой основы нет для наших собственных аспирантов и молодых ученых.

Научные сборники, которые издают российские университеты, в большинстве своем до сих пор не имеют электронных версий и доступны
только в местных библиотеках.
Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки России считает актуальнейшей задачей – вхождение отечественных научных журналов во всемирные электронные базы данных. Сегодня 860 научных журналов уже решили эту задачу. Так осуществляется взаимный обмен информацией. Наши научные достижения становятся известны за рубежом, защищаются приоритеты российских ученых.

Но эта проблема имеет и другую сторону – информационная интеграция не может быть односторонней. Почему бы нашей стране не претендовать на создание собственной универсальной базы данных? С тем, чтобы зарубежные издания сами стремились попасть в нее. Без подобного информационного обмена развитие научной мысли сегодня невозможно. Думаю, российские университеты могут инициировать создание общей, на первом этапе межвузовской электронной информационной базы, объединяя собственные университетские издания, журналы и вестники. В будущем эта система может стать общероссийской и международной.

Народное просвещение как проверенная историей "технология" усвоения образовательных ресурсов общества – это не только ключ к реализации инновационной стратегии развития страны, но и мощный ресурс выхода из кризиса.
Одним словом, как сказал Александр Сергеевич Пушкин – нужно "… и в просвещении стать с веком наравне".

Ваш Сергей Миронов.
Tags: Культура, НА ЗЛОБУ ДНЯ, Наука, Образование, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →