Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Category:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ – КЛЕЙМО НА ВСЮ ЖИЗНЬ?

Дорогие друзья!
Приближается пора подводить первые итоги всероссийского ЕГЭ. На мой взгляд, они неутешительные.
Сужу об этом по публикациям в СМИ, Вашим комментариям, дискуссиям на встречах с педагогами и работниками системы образования. Но ситуация с ЕГЭ, как выясняется, выходит за рамки образовательного процесса, затрагивает всё новые и новые стороны жизни молодых людей. И молчать об этом нельзя!


Тотальное внедрение нынешней формы единого государственного экзамена ведет к опасным перегибам

Как и следовало ожидать, выпускные школьные экзамены, которые впервые в этом году по всей России проходили в форме ЕГЭ, стали сильнейшим стрессом и для школьников, и для их родителей, и для учителей. Из разных регионов поступает информация, заставляющая усомниться, что везде были обеспечены равные и честные условия сдачи экзаменов. Есть серьезные нарекания по качеству тестов, использовавшихся для проверки знаний, по тому, как работает система апелляции, и по многим другим вопросам. Сейчас пошла эпопея, связанная с приемом в вузы по результатам ЕГЭ, и тут тоже хватает сложностей и путаницы. Все это, безусловно, надо внимательно отслеживать и анализировать. Убежден, что главный, масштабный и нелицеприятный разговор об опыте применения ЕГЭ в нынешней обязательной форме, разговор с участием профессионалов и широкой общественности, еще впереди.
Но есть факты, которые побуждают бить тревогу уже сегодня.
В частности, меня крайне беспокоит то, что начались попытки превратить ЕГЭ в нечто большее, чем способ проверки школьных знаний, распространить его значение и влияние далеко за рамки системы образования.

Вот конкретный пример. В прессе прошла информация о том, что московские агентства по трудоустройству начали включать в анкеты молодых соискателей рабочих мест пункт «Результаты ЕГЭ». Работодателям, среди которых ведущие страховые, торговые и туристические и ИТ-компании, даются рекомендации запрашивать у соискателей свидетельства с баллами, полученными в ходе единого государственного экзамена. Таким образом, видите ли, предполагают получать информацию о способностях юноши или девушки, умении работать, усваивать информацию и т.д. И все это еще сопровождается довольно циничными комментариями: «Нам не нужны лодыри и бездельники. Пусть идут в производство, в дворники, в конце концов».

О том, почему проявляется такое пренебрежение к производственной сфере, – вопрос отдельный. Но удивляет другое: кто дал право таким образом абсолютизировать результаты ЕГЭ, превращать их в некую окончательную истину, в своего рода «диагноз» человеческой судьбы? Известно, что на результаты тестовых выпускных испытаний могут влиять самые разные обстоятельства: особенности личности школьника, его психологическая устойчивость, элементарное везение или невезение, наконец. Многие серьезные профессионалы вообще считают, что ЕГЭ не позволяет достоверно выявить объективную картину знаний и способностей человека, а на деле показывает лишь одно – способность к сдаче экзаменов в виде тестов. Иными словами – способность к натаскиванию. Я лично считаю, что вся эта затея с ЕГЭ вообще является стратегической ошибкой, которая ведет к дебилизации нашего образования. Обществу и специалистам еще предстоит критически оценить, насколько результаты ЕГЭ пригодны для того, чтобы быть пропуском в вузы. Это и сейчас носит экспериментальный характер. И как же можно эти крайне условные и сырые критерии уже столь поспешно внедрять в систему трудоустройства граждан?

Если позволить ситуации развиваться в этом направлении, мы очень далеко зайдем. В сущности, есть реальная опасность, что ЕГЭ превратится в инструмент социальной селекции. Мало нам того, что и так по результатам выпускных экзаменов этого года мы получили более 25 тысяч выпускников, которые выйдут из школы, имея на руках не аттестаты, а эдакие «волчьи билеты» - справки, что прослушали курс 11 классов. Но теперь дело идет к тому, чтобы с самого начала жизненного пути сделать туманным будущее еще и тех ребят, которые сдали ЕГЭ в целом успешно, но не с самыми высокими баллами. Вы только представьте, что работодатели понаставят искусственные барьеры: с таким-то количеством баллов человека возьмут в ту или иную фирму, а таким-то не возьмут. Представьте, что некто будет определять, какой результат ЕГЭ дает шанс устроиться, скажем, продавцом в крупный магазин, а с каким придется идти в ларек. Абсурд! Получается, что школьный аттестат становится не путевкой в жизнь, а клеймом на судьбе. Легко спрогнозировать, что все это чревато разного рода злоупотреблениями и коррупцией. Тем более сегодня, когда в условиях кризиса ощущается острая нехватка рабочих мест, когда в вопросах трудоустройства школьных выпускников и без того есть масса проблем.

Я полагаю, что необходимо четко и ясно заявить: любые попытки использовать результаты ЕГЭ в качестве критерия при трудоустройстве вчерашних школьников – это вредные и опасные перегибы. Это незаконно. Это противоречит конституционному праву граждан на труд, а поэтому подобная практика должна решительно пресекаться соответствующими органами.

Невольно возникает вопрос: а почему вообще сегодня проявляются подобные тенденции? Почему джин рвется из бутылки? Судьбу самого ЕГЭ еще отнюдь нельзя считать окончательно определенной, а кому-то уже хочется при помощи его определять судьбы человеческие, Никому же раньше не приходило в голову скрупулезно подсчитывать количество школьных четверок или троек в аттестате при устройстве на ту или иную работу. С чего же вдруг сейчас на это потянуло? Беда в том, что сама идеология ЕГЭ в нынешнем виде тоталитарна по своей сути. Все устроено так, чтобы это выглядело чем-то гораздо большим, нежели проверка знаний. Посмотрите, какая громадная бюрократическая машина крутится. А какая атмосфера создана? Где былая радость и праздничность, с которой всегда были связаны выпускные экзамены? Гнетущее психологическое давление, страх возможной ошибки, - вот, что, увы, сегодня доминирует. Но самое плохое – это то, что все основано на фатальной обязаловке, отсутствии какого либо иного выбора. Непонятно, скажем, почему даже те парни или девушки, которые не планируют после школы поступать в вуз, должны непременно проходить тестовые испытания и получать свои формальные баллы, которые будут потом аукаться им многие годы? Вообще все это выглядит дикой бюрократической фантасмагорией – промаркировать каждого человека, словно товар, определенным штрих-кодом.

Выход видится только один: ЕГЭ не может и не должен быть обязательным. Это всего лишь одна из форм оценки знаний выпускников. И не более. Если ЕГЭ и останется в нашей системе образования, он все-таки должен знать свое место. Именно поэтому мною с коллегами внесен в Государственную Думу законопроект об отмене обязательности ЕГЭ. Школьники должны иметь возможность принимать решение на добровольной основе: кто считает удобным и перспективным для себя сдавать выпускные экзамены в виде тестов, – пожалуйста, сдавайте. Но, если кто-то в силу разных обстоятельств полагает более приемлемыми экзамены в традиционной форме, государство не имеет право ничего ему навязывать. Если не сделать этого, мы неизбежно породим из ЕГЭ бюрократического монстра, который будет не только разрушать систему образования, но и создавать новые и новые проблем, ведущие к разобщению общества, его социальному расслоению. Давайте все-таки помнить о том, что мы живем в демократическом государстве.
У людей должна быть свобода выбора, тем более у молодых людей, только вступающих в жизнь.

Ваш Сергей Миронов
Tags: Будущее, НА ЗЛОБУ ДНЯ, Образование, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →