Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

"Театральный роман"

Вчера провел заседание Совета по государственной культурной политике при Председателе Совета Федерации. Обсуждали проблемы состояния и развития российского театра.

Совет Федерации выступил в 1999 году с законодательной инициативой и внес в Государственную Думу проект федерального закона "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации".
К сожалению, до сих пор этот законопроект Государственной Думой не рассмотрен.

К началу 90-х годов в России было менее 400 профессиональных (государственных и муниципальных) театральных коллективов всех жанров. А по состоянию на конец 2008 года их стало уже 574. Причем, это только официальная статистика, которая фиксирует государственную и муниципальную сеть. Но, кроме этого, в России, как известно, работает большое число профессиональных негосударственных театров. Это убедительный показатель того, что театральное искусство в России становится все более востребованным.

Вместе с тем, необходимо констатировать, что Россия по-прежнему остается одной из самых малообеспеченных театральным предложением стран. В нашей стране на 1 миллион жителей работает всего 3,2 театра, тогда как в Австрии – 24, в Швеции – 13,6, во Франции – 9,6, в Великобритании – 8,9, в Японии – 8,7 и т.д. При этом надо учитывать и географические особенности России. Если в маленьком населенном пункте любой страны Европы нет театра, то его житель легко может попасть на спектакль в соседний город. А у нас?
Добавлю, что всего только 6 (!) крупнейших городов в России имеют по несколько театров. Остальные города в лучшем случае один. То есть люди практически лишены возможности полноценно общаться с искусством сцены. В прежние (дореформенные) годы эта проблема частично решалась централизованным планированием и государственной поддержкой гастрольной деятельности. Сейчас эта работа полностью свернута.
Это – одна из главных проблем.

Особенно меня волнует проблема детских и юношеских театров.
Ведь такого рода творческих коллективов, которые специально были бы ориентированы на работу с детской и подростковой аудиторией, нет в половине субъектов Российской Федерации.
Проблема эта усугубляется еще и тем, что, во-первых, драматические театры с начала 90-х годов практически исключили из своих афиш ТЮЗовский репертуар как экономически невыгодный, и, во-вторых, многие ТЮЗы, не чувствуя внятной государственной культурной политики по отношению к детскому театру и лишенные необходимой государственной поддержки, переориентировали свой репертуар на взрослую аудиторию.
Мы забыли о том, что детский театр как культурный феномен возник именно в Советском Союзе и только затем получил распространение в мире. А сегодня он утратил в России свои позиции и превратился из театра-наставника, выполняющего не только культурную, но воспитательную и образовательную функции, в "эстетическую забегаловку".

Театры для детей – первые, куда приходит юный зритель. От них зависит, станет ли он впоследствии постоянным, настоящим театралом. Молодежь находит в театре собеседника. В этом возрасте нелегко довериться взрослым, а театр способен помочь молодому человеку избежать состояния одиночества и непонимания, удержать от асоциального поведения, если он видит на сцене своих ровесников со схожими переживаниями и проблемами.
Если мы хотим, чтобы молодые поколения знали, понимали и любили нашу культуру, мы должны, несмотря все кризисы и сокращения расходов, поддерживать российские театры, в особенности детские, помогать их становлению и развитию. Поэтому вопросы нормативно-правового регулирования и финансирования театров должны быть законодательно решены.
Tags: Дети, Культура, Совет Федерации, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments