Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Фильм "Чудо"

Добрый вечер!
На прошлой неделе я по приглашению кинорежиссёра Александра Прошкина (режиссёр фильма "Холодное лето 53-го") был на "Мосфильме" на закрытом просмотре его нового фильма "Чудо" по сценарию Юрия Арабова. Сразу хочу сказать: фильм понравился. Вот уже столько дней прошло, а я всё время думаю о нём – ловлю себя на мысли, что хочу ещё раз более внимательно его посмотреть.

Фильм основан на реальных событиях, которые произошли в 1956 году в Самаре. Эта история в народе носит название "стояние Зои". Девушка Зоя, празднуя у себя дома день рождения, когда начались танцы, не дождавшись своего молодого человека по имени Николай, сняла с красного угла икону Николая Чудотворца и стала с ней кружиться да и застыла, и простояла так почти четыре месяца до Пасхи.

Я знал, что фильм об этом и почему-то думал, что "застывание" будет кульминацией фильма. На самом деле всё это происходит в самом начале фильма, да и фильм, похоже, совсем не об этом – фильм о людях, об отношениях между мужчиной и женщиной, между отцом и сыном, между любящими людьми.
В фильме снимался Константин Хабенский, который, кроме "Адмирала", ни в каких других фильмах мне не нравился, а здесь, по-моему, будет одна из его удачных ролей. Он играет журналиста Николая. Кстати, в одной из сцен в комнате коммунальной квартиры, где он живёт со своей женой-музыкантшей (вся коммуналка их дразнит "гнилой интеллигенцией), есть очень занимательный для меня эпизод. А занимательный он потому, что перекликается с моим детством.

Когда я был совсем маленьким, в моей семье в середине 50-х появился первый в нашей коммунальной квартире телевизор, это был "КВН". Помню, что мы его ещё расшифровывали: "Купил, Включил – Не работает". Он действительно очень часто ломался, а так как отец мой служил в училище радиоэлектроники, то всегда приходили ремонтировать его офицеры – преподаватели с кафедры, и делали это вполне успешно. Так вот, этот телевизор был знаменит ещё и тем, что у него был очень-очень маленький экран, по диагонали, наверное, сантиметров 15. А для того, чтобы изображение было побольше, вставлялась под телевизор по специальным направляющим линза, которая размещалась перед экраном, а линза из себя представляла выпуклую стеклянную ёмкость, заполненную дистиллированной водой. Помню, что вода регулярно испарялась, была проблема достать именно дистиллированную воду.

Естественно, я любил смотреть телевизор, но, помню, мне ужасно хотелось всегда сделать одну вещь (а во дворе у нас тёк небольшой ручей, в нём мы ловили тритонов, головастиков) – запустить тритона, либо головастика в эту линзу, чтобы он там плавал как в аквариуме. Подозревая, что мне за это будет от родителей, я так и не осмелился на эту затею. А вот герой Хабенского в фильме "Чудо" это сделал – он пересадил из аквариума золотую рыбку в линзу. Смотрится плавающая золотая рыбка в линзе замечательно, особенно на фоне трансляции (по фильму) двадцатого съезда КПСС.
Вообще, в этом кадре (уж не знаю, вольно или невольно) столько много оказалось смыслов, что если бы была такая номинация "Лучший кадр", я бы, без сомнения, присвоил этот титул именно этому моменту из фильма.

Ещё в фильме снимается Сергей Маковецкий. То же думаю, что это одна из лучших его ролей. Он играет эдакого беса-искусителя. Играет гениально.
На роль главной героини, которая, с одной стороны, весь фильм, можно сказать, простояла, но в то же время, если я и считаю, что это сильный фильм, то в том числе благодаря игре до фильма неизвестной, а, уверен, после фильма очень известной актрисы из Екатеринбурга Марии Буровой. Александр Прошкин рассказывал, что очень долго искали актрису на эту роль и нашли в Екатеринбурге выпускницу тамошнего театрального училища. Она всего лишь год играет на сцене екатеринбургского театра. Это её первая роль в кино, уверен, не последняя.

Как рассказал Александр Прошкин, он специально искал новое, неизвестное лицо и в то же время хотел, чтобы было сыграно так, как, в общем-то, и получилось, не побоюсь этого слова, – гениально. Если в первых же сценах фильма мы видим, как бы это поинтеллигентнее сказать, провинциальную "хабалку", хоть и комсомолку, судя по всему, то в конце фильма, буквально в последних кадрах мы видим Блаженную, причём, если "хабалку", на мой взгляд, намного легче было играть за счёт речи, то есть интонаций, характерного говора, самого содержания речи, то в заключительной части фильма, после того, как героиня были "разморожена", она не говорит ни одного слова, но в то же время зрители видят, что она стала Блаженной, почти святой. И вот эти сцены самые сильные и самые потрясающие. Мысленно я возвращаюсь именно к этим сценам.

Ещё должен отметить, что с потрясающей детальной точностью снята та эпоха, во всём. Мой придирчивый взгляд (а я всегда в таких случаях очень большое внимание обращаю на мелочи) не заметил ни одного сбоя ни в чём: ни в одежде, ни в посуде, ни в интерьерах – просто полное погружение в 50-ые годы.
А для любителей политического аспекта, хочу сказать, что там довольно интересные сцены с Никитой Сергеевичем Хрущёвым. Возможно, это уже авторский вымысел, а может быть и нет, не знаю, но тоже есть, о чём подумать и может быть даже что-то узнать нового о той эпохе.

Как сказал Александр Прошкин, премьера фильма состоится во время Московского кинофестиваля. По-моему, он говорил, что фильм будет показан 20 июня. К сожалению, похоже, этот фильм не пойдёт, что называется, на широкий экран. Кстати, об этом мы как раз говорили с Юрием Арабовым и Александром Прошкиным за чаем – о том, что так называемому "некассовому" кино, тому кино, которое заставляет думать, увы, не пробиться на экраны и так не очень многочисленных кинотеатров нашей страны. Наверное, и этот фильм ждёт такая же судьба. Но всем читателям блога искренне рекомендую его посмотреть – этот фильм того стоит.

Ваш Сергей Миронов
Tags: Воспоминания, Информация, Искусство, Кино, Люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →