Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Дети должны жить в семье

На прошлой неделе я был в московском детском доме № 19. Посещение детских домов и приютов для меня - всегда тяжелое моральное испытание. Конечно, мы наблюдаем, как постепенно меняется в лучшую сторону обстановка в этих организациях: появляется хорошая мебель и оборудование, все чаще организуются малокомплектные группы, приближенные к условиям многодетной семьи. Но от этого детские дома не перестают быть сиротскими учреждениями. Передавая привезенные подарки, всегда отдаю себе отчет, что никакие подарки не могут оправдать ожидания детей, которые с надеждой смотрят на каждого взрослого, видя в нем своего потенциального родителя.

На примере этого посещения хотел бы пояснить цель таких поездок, а так же некоторые принципы и подходы, которых стараюсь придерживаться, участвуя в законодательном процессе. 
Год назад я уже был в этом детском доме, ознакомился с его работой и провел там выездное заседание Научно-экспертного совета при Председателе СФ. В те дни обсуждался проект Федерального закона "Об опеке и попечительстве".  Суть закона: ребенок, устроенный в патронатную семью, формально-юридически числится воспитанником детского дома, а приемный родитель получает вознаграждение за труд воспитателя. Но фактически ребенок живет в семье воспитателя, становясь членом его семьи.

Ряд экспертов, включая разработчиков Закона, считали, что лучшими формами устройства ребёнка с точки зрения его интересов, являются усыновление и опека, и именно к этому нужно стимулировать приемных родителей, а передача на воспитание в патронатную семью не должна быть прописана в федеральном законе, но может регулироваться на уровне субъектов РФ.
Другие эксперты, говорили, что патронатное воспитание является прогрессивной формой устройства детей, и настаивали на повсеместном внедрении патроната.

Различия в позициях экспертов - обычное дело. Как правило, противоречия стараются снимать на обсуждениях в профильных комитетах и комиссиях, но это не всегда удается. Именно поэтому, понимая  ответственность в принятии важных решений, я создал целый ряд экспертных советов при Председателе Совета Федерации по ключевым направлениям социально-экономической политики, чтобы, услышав все "за" и "против", вырабатывать свое личное мнение по спорным вопросам. Кроме того, всегда стараюсь выслушать мнения тех, кого непосредственно затрагивает законодательство, вызвавшее дискуссии.
Год назад, в разгар упомянутых дискуссий, ознакомился с преимуществами патронатного воспитания на примере работы детского дома № 19, и тогда же, проведя заседание Научно-экспертного совета, выслушал мнения экспертов по поводу принимаемого закона.

Детский дом № 19 является уникальной организацией, которая на протяжении 14 лет системно работает над семейным устройством детей-сирот. Здесь занимаются профилактикой социального сиротства, работая с кровными семьями, находящимися в кризисной ситуации; готовят кандидатов к профессиональному выполнению функций приемных родителей; помогают детям, многие из которых перенесли психологическую травму или насилие, подготовиться к жизни в приемной семье.
Опытные психологи подбирают каждому конкретному ребенку оптимальную для него семью, ведут сопровождение этой семьи, осуществляя контроль за развитием ребенка, и оказывая необходимую помощь. За прошедшие годы удалось предотвратить уход из кровной семьи 187 ребенка, устроить в патронатные семьи 335 детей, из которых 35 в последствии были усыновлены или переданы под опеку. Всего было устроено в семьи 94 % поступивших детей, в том числе подростков из которых 35 инвалидов, при этом отказов от детей практически нет. Это очень высокий показатель.

Таким образом, у меня с самого начала было понимание того, что разработчики закона уделили недостаточное внимание патронату, и нужно более детально прописать процедуру профессионального сопровождения замещающей семьи в федеральном законе.
Тогда мы договорились с экспертами, что ввиду актуальности закона мы не будем тормозить его принятие, но Совет Федерации поддержит законопроект с условием, что в кратчайшие сроки в него будут внесены необходимые поправки.
Федеральный закон №48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" вступил в силу 01 сентября 2008 года. Сегодня уже можно дать предварительную оценку, как он работает на практике, поэтому 20 мая я снова приехал в этот детский дом, чтобы на месте оценить как принятый закон сказался на работе конкретного учреждения, а так же обсудить проблемы, связанные с его реализацией, с целью подготовки решений по корректировке законодательства.

Состоялся очень обстоятельный и откровенный разговор, в котором приняли участие сотрудники детского дома, в том числе, приемные родители, дети, воспитывающиеся в патронатных семьях, представители администрации Москвы. Все родители говорили о том, что не будь патронатной формы воспитания, они вряд ли решились взять в семью детей, тем более, инвалидов и подростков, так как не были уверены в своих силах самостоятельно справиться со множеством трудностей.
Дети, статус которых не установлен (например, родители которых не лишены родительских прав) вообще были бы лишены надежды жить в семье. А здесь детский дом берет на себя ответственность за оформление юридических документов, оказывает профессиональную помощь специалистов - врачей и психологов, помогает найти выход из сложных ситуаций, которые регулярно возникают и в родных семьях, организует летний отдых детей. Очень тронула реакция семнадцатилетней девушки, которая попросила слова от имени детей. Она рассказала, что сменила четыре семьи, пока не попала в нынешнюю патронатную, где почувствовала себя родной, где нашла свою маму, и никуда отсюда бежать не собирается.
Ее приемная мама в свою очередь рассказала, что взяла на воспитание четырех подростков, в том числе, девочку инвалида, и готова взять еще, если будет разрешена патронатная форма воспитания.
А в этом и у руководства детского дома, и у московской администрации появились сомнения. Как они рассказали, московский закон, по которому все эти годы осуществлялась работа, по мнению прокуратуры, вступил в противоречие с новым Федеральным законом об опеке и попечительстве, где не прописан должным образом патронат. Поэтому Москва и другие регионы вынуждены корректировать свое законодательство, реформировать работу учреждений.

По мнению директора детского дома Марии Феликсовны Терновской, принятый Федеральный закон ущемляет деятельность организаций, осуществляющих патронатное воспитание, не только в Москве, но и в других регионах. В законе не установлены правовые основы патронатного воспитания, которое теперь фактически лишено федеральной поддержки, в том числе, финансовой. Существенно урезаны полномочия учреждений для детей сирот и оставшихся без попечения родителей, в результате чего теряется миссия учреждений по сопровождению семьи, а родители остаются со своими проблемами один на один.
Функции сопровождения предусмотрены в законе, но они возложены только на органы опеки и попечительства, специалисты которых, имея малую численность и не являясь социальными педагогами и психологами, осуществлять эти функции не могут.

Таким образом, эта встреча еще раз подтвердила мое убеждение, что необходимо срочно вносить изменения в федеральное законодательство и восстанавливать институт профессионального воспитания, чтобы патронат был не только сохранен, но и развивался в России. Также следует решить вопрос об учреждении в Российской Федерации института Уполномоченного по правам ребёнка и о создании специального федерального органа исполнительной власти по семье и демографии.
Tags: Безопасность, Дети, Законы, Социальные проблемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments