Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Какими вырастут наши дети?

Дорогие друзья!

Сегодня, накануне праздника, встречался с педагогами - директорами школ, учителями, другими специалистами. Разговор получился откровенный и далеко не всегда "праздничный". Но что делать?
Сейчас в школах наступил очень ответственный и напряженный период – началась подготовка к выпускным экзаменам. В нынешнем году он, будет очень непростым. Хочу поделиться с Вами своими соображениями на этот счёт. Возможно, в чём-то повторюсь (уже размещал посты про ЕГЭ), но проблема образования сегодня в России – одна из важнейших, и, решая её, нельзя упустить время. От этого зависит наше будущее.


Волнуются ребята, волнуются учителя и родители. Недавно прошла общероссийская акция протеста против единого госэкзамена, в Конституционном суде рассматривается исковое заявление о правомерности Закона о ЕГЭ.

Проблем перед школой стоит много. Это и распространение наркотиков в образовательных учреждениях, и социальное расслоение учащихся, и качество учебников, и, конечно же, оплата труда педагогов. Я знаю, что во многих школах сейчас сокращаются должности специалистов по воспитательной и внеклассной работе. Считаю это в корне неправильным. Во многом, благодаря усилиям этих людей, школа была и остаётся тем местом, где детей учат нравственности, объясняют, что такое добро и зло, закладывают основы гражданственности.

Меня, скажу честно, очень напрягает тот факт, что в нашей системе общего образования не просто появились, а закрепились "зоны фактического неравенства" - разделение школ для обеспеченных (преимущественно горожан) и для малообеспеченных (преимущественно жителей села). Многие сельские школы до сих пор плохо оснащены современным оборудованием, высококвалифицированными учителями. Они же, что и понятно, дают устойчиво низкие образовательные результаты. О кулибиных и ломоносовых при таком подходе вообще придется забыть.

Но, если, в случае сельских школ, есть хоть какое-то объяснение (молодые специалисты в сельскую местность неохотно едут, учеников мало и так далее), то такие же "зоны фактического неравенства" сплошь и рядом существуют и в крупных городах. Стоимость обучения одного школьника в разных школах одного и того же города может различаться в несколько раз. В крупных городах у нас появились школы для детей "миллионеров" и детей "пролетариев". Это очень опасная тенденция. О каком равенстве доступа к качественному образованию тут можно говорить?

При этом среди школ, как свидетельствует статистика, почти каждое третье здание практически непригодно для учебы, а некоторые, вообще, находятся в аварийном состоянии. Вспомним недавний случай, когда в Оренбургской области обрушилось школьное здание, и погибли дети. Тут уже не до предметных кабинетов и спортивных залов. Чудовищно, но сегодня еще существуют школы в России, где нет водопровода, нет канализации!

В Совет Федерации постоянно поступают обращения от жителей села по поводу закрытия сельских малокомплектных школ и организации обучения для детей за много километров от дома или в интернатах. А между тем, школы и библиотеки это единственные очаги культуры на селе. Нет школы, нет библиотеки и медпункта – деревня обречена!

А ведь ещё недавно наше образование было одним из лучших в мире и по праву считалось национальным достижением! Кто только не приезжал и не изучал нашу, тогда еще советскую, систему образования, перенимая все ценное.

Но сегодня мы "зареформировали" ее, ориентируясь на западные образцы! Наглядный пример - единый государственный экзамен.

Сейчас я могу с полным основанием заявить, что идеология тестовой оценки знаний для российской системы образования в том масштабе, в каком она стала применяться – неприемлема. Это не только мое личное мнение или мнение отдельных педагогов. К таким выводам пришли специалисты, которые уже более четырех месяцев работают в составе созданной мною Комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. В ближайшее время официально будут подведены итоги работы комиссии и доложены Президенту РФ.

Чтобы на этом этапе хоть как-то смягчить ситуацию с ЕГЭ, Совет Федерации подготовил и направил в Государственную Думу законодательную инициативу, дающую возможность российским гражданам, закончившим обучение до введения обязательного ЕГЭ, поступать в вузы без сдачи единого государственного экзамена, как того требует нынешнее законодательство. Инициатива наша сейчас находится на рассмотрении в профильном Комитете Государственной Думы.

Ситуация с ЕГЭ, на мой взгляд, типична для системы российского образования. Большая часть вопросов регулируется не на уровне закона, а подзаконными нормативными актами.
В такой ситуации простор для творчества органов, исполняющих законы, слишком велик. А это далеко не всегда приводит к хорошим результатам.
Скажу честно, результаты последних социологических исследований, чего бы они не касались, приводят меня в уныние. Но вот итоги одного исследования порадовали. На вопрос Фонда общественного мнения о том, какая профессия в стране самая важная, практически большинство опрошенных россиян ответили – учитель.

Учителя – это, действительно, золотой фонд нации. Необходимо вернуть этой профессии престижность и уважение в обществе
. Я вижу два пути для достижения этой цели. Прежде всего, безусловно, достойное материальное и социальное обеспечение. Моя позиция по этому вопросу давно известна: учителя и работники сферы культуры должны получить статус госслужащих!

Престижность профессии, во многом, определяется материальной составляющей. Но не только ею. Поэтому второй путь – обеспечение работникам системы образования должного уважительного отношения в обществе. 2010 год объявлен годом Учителя. Это важно. Значит, этой профессии будут больше уделять внимания и чиновники, и общественность, и представители СМИ. О людях этой профессии будут больше говорить, писать, о них, я надеюсь, будут рассказывать на федеральных и региональных телеканалах. У нас есть удивительные учителя, уникальные педагогические династии, о них не телесюжеты, а целые программы снимать нужно.
Но, к сожалению, наше телевидение ориентировано на других героев, героев в кавычках.

Знаете, до сих пор осталась боль в сердце от одной истории. Я был приглашен на открытие памятника русской учительнице в Дагестане. Его установили в знак уважения местные жители. Сами, без понуждения сверху. Это, бесспорно, событие. Много ли у нас памятников учителям? На церемонию открытия были приглашены все федеральные телеканалы. И не приехал ни один!
Я дал поручение разобраться с ситуацией и получил объяснение: где-то рядом случилось какое-то ЧП и все камеры устремились туда. Для меня это стало еще одним подтверждением необходимости создания общественных Советов на телевидении. Ведь сегодняшнее телевидение не помощник учителя в воспитании ребят, как было прежде. Я скажу резче: телевидение сегодня враг учителя! Учитель пытается сеять разумное, доброе, а телевидение, наоборот. Очень мало хороших учебных, развивающих детей передач. Почти нет и хороших учебных фильмов для юношества и детей. Причем, их готовы снимать и Мосфильм, и киностудия им. Горького. Но кто их покажет?

Наверное, изменить ситуацию одним только созданием Советов на телевидении трудно. Но с чего-то начинать нужно. Общество - а это мы с вами - обязано противостоять разрушительному действию телевидения на наших детей.

Как мне представляется, помощником учителю может стать введение в стране института Уполномоченного по правам ребенка. Совет Федерации с этой идеей уже выходил к руководству страны. Думаю сейчас, когда факты жестокости в семье по отношению к детям стали фиксироваться все чаще, необходимость такого института ощущается все острее, и положительное решение будет принято.

Качество образования определяет конкурентоспособность нации, прогресс экономики, стабильность социальной сферы и уровень развития общества в целом. Поэтому всем нам должно быть небезразлично, что происходит в российской системе образования, какими вырастут наши дети? Ещё раз хочу подчеркнуть - от этого зависит будущее России.

С уважением,
Ваш Сергей Миронов
Tags: Дети, НА ЗЛОБУ ДНЯ, Образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →