Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Логика реформ в системе образования полностью бюрократическая

Сегодня состоялось заседание Госсовета под председательством Президента РФ Владимира Путина, посвященное вопросам образования. Копирую мое выступление.

– Я хочу начать с информации о завершившейся буквально недавно Международной математической олимпиаде в Таиланде. Впервые за многие-многие годы российская сборная в составе шести школьников по баллам заняла восьмое место, а общекомандный зачёт по медалям в олимпиаде – 21-е место, даже не вошли в двадцатку.

В связи с этим я хочу напомнить печальную статистику последних лет этой Международной математической олимпиады. Последняя золотая медаль, а до этого десятилетиями Россия всегда занимала первое место, была получена в 2007 году. Потом три года подряд, по 2010 год, – второе место, с 2011 по 2014 год, четыре года подряд, – четвёртое место. И вот восьмое место. Здесь я не могу не напомнить, что в 2008 году в Российской Федерации полностью введён как обязательный единый государственный экзамен по математике и русскому языку. Это абсолютно объективная оценка.

Здесь уже говорилось, и я благодарен лучшему учителю года, который действительно от имени своих коллег сказал, что проблема сверхбюрократизации – это действительно сегодня бич не только средней школы, но и высшей школы. Педагоги и высшей школы, и средней школы стонут под тяжестью министерских циркуляров, бесконечных реформ и отчётов.

Я хочу привести конкретный пример нашей столицы – города Москвы, где классных руководителей обязали регулярно отмечать в электронном журнале по каждому ребёнку его активность по восьми позициям, включая участие в школьных и внешкольных мероприятиях. Простейшие расчёты показывают: если на заполнение таких отчётов по каждой позиции занять хотя бы 10 секунд, пять часов в день педагог сидит и это строчит, причём действительно в двойном экземпляре: и в электронном журнале, и ещё в таком, бумажном. И где же время на общение с учеником, на общение со своими коллегами? Уверен, что электронные инструменты, о которых здесь много говорилось, безусловно, должны быть, но они должны помогать образовательному процессу, но не замещать общение между учителем и учеником и не становиться неким фетишем.

Логика нынешних реформ полностью бюрократическая. Большинство нововведений Министерства совершенно не продуманы и вносят настоящий хаос в учебный процесс, а реальные проблемы не решаются.

И вот одна из этих проблем – это как раз классное руководство. Министр образования и науки абсолютно справедливо сказал, что на первом месте должно стоять воспитание. Но воспитанием как раз и должны заниматься классные руководители. А сегодня классный руководитель – это что-то такое, как заведующий кабинетом либо некая обязанность по проверке тетрадей. В связи с этим считаю, что классное руководство необходимо внести в качестве отдельной специальности в Единый квалификационный справочник, чтобы у занимающего эту должность педагога была и своя профессиональная ответственность, и право на достойную оплату.

Новые, драконовские правила аттестации педагогических кадров, вопиющая разница зарплат управленческого звена и педагогов, произвол администрации в отношении надбавок вызывает массу раздражения среди педагогов. В связи с этим во многих регионах учителя жалуются, что реально нарушаются их трудовые права, нарушается Трудовой кодекс, когда в том числе сверхурочная работа в школе не оплачивается. Недавно "Учительская газета" проводила опрос среди учителей. И очень печальная статистика: 7,7% тех, кто принял участие в опросах, думает о смене своей специальности, своей профессии.

Кроме того, в последнее десятилетие происходит процесс сокращения сети образовательных организаций дополнительного образования, а также кружков, секций, клубов в общеобразовательных организациях. В целом за 10 лет сократилось на пять тысяч количество вот таких кружков, клубов. А это обязательно нужно для того, чтобы и воспитательный процесс шёл, чтобы дети воспитывались настоящими патриотами, гражданами и людьми. Дополнительное образование детей, кроме того, сегодня массово коммерциализируется.

Говоря о среднем образовании, я хотел бы затронуть ещё один аспект, он такой специальный. Но я, пользуясь высоким собранием, хотел бы, Владимир Владимирович, Вам как Верховному Главнокомандующему сказать об этом. Речь идёт о наших суворовских училищах. Дело в том, что там есть одна проблема. Когда выпускники суворовского училища заканчивают его и идут в военные училища, то есть они действительно хотят посвятить свою жизнь служению Отечеству в качестве офицеров, им время обучения в суворовском училище не засчитывается в будущую выслугу лет. В связи с этим есть абсолютно конкретное предложение, об этом мне написали как раз педагоги – офицеры суворовских училищ, – сделать таким образом, чтобы Министерство обороны организовало на старших курсах суворовских училищ специальную школу сержантов. Это позволило бы выпускникам суворовских училищ после присяги занимать младшие командные должности, а самое главное - засчитать в выслугу лет годы учёбы на сержантских курсах, то есть последние годы учёбы в суворовских училищах.
Tags: Образование, Общество, Правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments