Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

СТРОИТЬ, А НЕ ЛАТАТЬ ДЫРЫ

Дорогие друзья!
На этой неделе провел заседание Совета по вопросам жилищного строительства. Обсуждались задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики. Были высказаны конкретные предложения и системные рекомендации по этим важнейшим вопросам. Хочу познакомить Вас с основными тезисами моего выступления.

Уверен, что вывод из кризиса именно строительной отрасли – одна из ключевых задач. Решение этой задачи во многом определяет успех всей антикризисной политики государства.
В период экономического подъема строительство было одной из самых успешно развивающихся отраслей.
Но и от кризиса оно пострадало в числе первых, и кризисные явления протекают здесь в очень тяжелых формах. Спад производства составил около 17%, потеря инвестиций - более 15%. В разных регионах России заморожено от 30 до 70% объектов. Это не только потеря доходов и рабочих мест в самой отрасли. Это тяжелые потери для граждан и организаций, которые вкладывали деньги и ждали эти объекты.
Такое положение не случайно. Рыночная экономика развивается циклически. Волны спада и подъема сменяют друг друга каждые несколько лет. Это не особенность нашей страны, это общая закономерность мирового рыночного хозяйства.

Известно, что отрасли инвестиционного комплекса, в первую очередь строительство, опережают общий цикл. Еще летом и в начале осени, когда упали курсы акций, когда сократились объемы кредитов, можно было слышать недоуменные вопросы граждан: что это за кризис такой? Мы его не почувствовали.
А строители почувствовали кризис сразу. Потому что на чем компании стали экономить в первую очередь, когда упали их акции? Конечно, на строительстве новых объектов. Заказы упали, финансирование сократилось. Но потом упали заказы самого строительства: на металл, на цемент, на технику. Кризис пошел дальше, в другие отрасли. Это типичная картина.

Зато столь же типично и завершение кризиса, начало нового подъема - именно с оживления в строительстве. Когда проходит шок, когда заказчики видят необходимость и находят возможность что-то начать строить, то заказы строительства помогают подъему всей экономики.
По оценкам экспертов, одно строительное предприятие обеспечивает работу 10-12 предприятий-смежников в других отраслях. А если говорить о деньгах, то каждый рубль прироста объемов строительства дает как минимум 5 рублей, а то и больше, роста ВВП нашей страны.

Наша задача, задача государственной антикризисной политики максимально помочь этому процессу, ускорить его. Вопросы государственной поддержки, развития строительного комплекса требуют самого пристального внимания, оперативного решения, и выделения серьезных ресурсов, которые, подчеркну, пойдут не просто на помощь одной отрасли, а на подъем всей экономики.
В Программе антикризисных мер Правительства России есть целый ряд разделов по поддержке строительной отрасли - это показывает, что у государства есть понимание значимости этого сектора экономики, и готовность к реальным действиям по его поддержке и развитию. Это и меры по созданию спроса на жилье. Например, его масштабная покупка для ветеранов Великой Отечественной войны. Или выкуп государством домов высокой степени готовности для региональных жилищных программ, в том числе по переселению из ветхого и аварийного жилья. Большое значение имеют предусмотренные меры по совершенствованию градостроительной деятельности, по развитию промышленности строительных материалов. Все это делается хорошо и правильно.

Но наряду с этим остается нерешенным целый ряд проблем. А кроме того, есть еще большие резервы для того, чтобы усилить государственную политику по отношению к строительному комплексу, повысить результативность такой работы.
В первую очередь надо сказать о низкой исполнительской дисциплине. С этим мы сталкиваемся снова и снова при реализации антикризисных мер по многим направлениям. Принятые политические решения на этапе исполнения тормозятся, урезаются, и даже искажаются.
Так было с поддержкой банковской системы, предприятий реального сектора, и с этим мы сталкиваемся в вопросах поддержки строительного комплекса. Например, из денег, выделенных на приобретение жилья у застройщиков, освоено, по оценкам, лишь около одной трети.

Это совершенно нетерпимая ситуация. Никакого благодушия и снисходительности здесь быть не должно. Решаются важные вопросы, от которых прямо зависит жизнь людей и положение в нашей стране. На антикризисную программу тратятся огромные деньги. Должна быть безукоризненная система контроля за выполнением таких решений. Чтобы можно было в любой момент четко сказать: где они застряли, кто в этом виновен. И нужна жесткая система персональной ответственности.

Законодательное обеспечение строительной деятельности требует серьезного совершенствования. Необходимо принять меры по сокращению сроков получения исходно-разрешительной документации, внеся необходимые изменения в законодательство, в том числе, в земельное и градостроительное. Необходимо навести порядок с нормами, которые регулируют подключение возводимых объектов к инженерной инфраструктуре. Потому что тарифы сетевых организаций заметно влияют на себестоимость жилья.
Это тоже очень серьезная тема. Решать эти задачи нужно во взаимодействии законодательных органов с исполнительной властью и с самими организациями строительного комплекса, на работу которых эти нормы окажут прямое воздействие.

Еще одна важная задача – это назревшая реализация новых, альтернативных форм решения жилищного вопроса, кроме стандартной покупки, которая для большинства недоступна. Они востребованы, их нужно развивать. В первую очередь это касается создания правовых, а вслед за тем и экономических условий для программ социального жилья, для развития жилищной кооперации, для создания при поддержке государства системы строительных сберегательных касс.

Почему это особенно важно именно сегодня? Во-первых, потому что в условиях кризиса резко ухудшились условия приобретения гражданами жилья по типовой коммерческой схеме. В том числе с использованием ипотеки. А острота жилищного вопроса, тяжелые жилищные условия российских семей никуда не исчезли. Те новые формы, которые я назвал, дают людям возможность решать острый жилищный вопрос даже в условиях кризиса и даже если у них нет возможности заплатить за квартиру огромную сумму или взять непосильно дорогую ипотеку.
А во-вторых, использование этих механизмов дает дополнительные ресурсы строительному комплексу, ускоряет преодоление кризисных явлений. И это помогает подъему экономики России в целом.

Антикризисная политика не должна быть латанием дыр. Надо думать и работать на опережение. Надо закладывать условия для роста экономики на инновационной основе. Уже сейчас нужно создавать механизмы, в том числе правовые, налоговые, кредитные, направленные на повышение эффективности, конкурентоспособности, технологического уровня, строительства, на создание условий для подготовки квалифицированных кадров.
Строительный комплекс России должен выйти из кризиса обновленным, сильным, энергичным. Готовым к решению на самом передовом уровне масштабных амбициозных задач, стоящих перед нашей страной в сфере строительства.
Tags: МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ, НА ЗЛОБУ ДНЯ, Совет Федерации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 59 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →