Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Что получается, когда "немножко" забывают про образование

Дорогие друзья!
В среду на  "правительственном часе" в Совете Федерации на вопросы сенаторов отвечал Министр образования и науки Андрей Фурсенко. Я тоже задал ему вопрос. Он ответил. Далее – стенограмма…

С.М. Миронов. Андрей Александрович, я Вам задам вопрос.
Мы говорим об инновационном образовании, и, безусловно, я не могу не затронуть тему единого государственного экзамена. Вы знаете мое отрицательное отношение к нему, но сейчас вопрос о частностях, а не вообще.
Не кажется ли Вам, что с принятием последнего закона, которым мы внесли поправки в целый ряд законов, в том числе и в закон об образовании, в отношении федеральных университетов, мы ограничили конституционное право некоторых выпускников школ прошлых лет на поступление в средние специальные учебные заведения и в высшие учебные заведения? Потому что сейчас прием только на основе ЕГЭ. Люди в прошлые годы оканчивали школу в тех регионах, где не было эксперимента. У них не было возможности подготовиться к ЕГЭ, а сейчас фактически им закрыта дорога к получению не только высшего профессионального, но и среднего специального образования. Что Вы по этому поводу думаете?

А.А. Фурсенко. Сергей Михайлович, как говорится, у нас старый спор славян между собой, поэтому я не хочу повторять все те аргументы, которые звучали в этом зале уже много раз.

С.М. Миронов. Андрей Александрович, я только о частности, о ЕГЭ, я говорю только о том, что Вы лишили права…

А.А. Фурсенко. Не думаю, не считаю, что мы ограничиваем чье бы то ни было право, не говоря уже о том, что есть определенные дополнительные возможности для ребят, которые окончили, например, учреждения начального профобразования, поступать по профильным направлениям в рамках других, так сказать, способов приема.

Ведь что происходило? Когда мы поступали в вуз, мы всегда сдавали экзамены. Что было раньше? Сначала сдавали экзамен в школе, причем, я думаю, большинство присутствующих сдавали не два и не три экзамена, сдавали, наверное, больше. В 1966 году в 10 классе я сдавал семь экзаменов и четыре сдавал после окончания 8 класса. Я знаю, что некоторые из моих сверстников сдавали девять. При этом вступительных экзаменов сдавали четыре или пять. Причем эти экзамены (система менялась) где-то были письменными, где-то были экзамены устные, каждый вуз выстраивал свои требования, и эти требования достаточно существенно менялись от случая к случаю.

На сегодняшний день мы говорим о том, что есть некий способ сдачи экзаменов. Могу обратиться к такому авторитету в области образования, каким является, например, Виктор Антонович Садовничий, который тоже не является большим сторонником единого государственного экзамена, но публично говорил о том, что единый государственный экзамен по математике – это довольно простой экзамен. И его претензии к ЕГЭ заключались в том, что это слишком простой экзамен, который не позволяет отобрать действительно талантливых ребят.

Так вот, я хочу сказать, что сегодня мы предлагаем сдавать всем экзамен, но для некоторых ребят возможность сдачи этого экзамена приравнена одновременно к экзамену, который сдают в школе. Это для них упрощение. А некоторые ребята должны, так же, как и было раньше, сдавать специальный экзамен для поступления в вуз. В этом случае это экзамен по некой новой форме, форма эта давным-давно известна. Эксперимент, я вам напоминаю, продолжается уже восемь лет, точнее, почти девять лет.
Я хочу еще на всякий случай напомнить, что не я придумал единый государственный экзамен. Это началось задолго до того, как я стал иметь отношение к образованию.

И еще одно я хотел бы сказать. Я боюсь, что по этому конкретному вопросу, по частности, о которой сказал Сергей Михайлович, мы гораздо меньше внимания уделяем важнейшему вопросу, который обнажил единый государственный экзамен, – катастрофическому падению уровня образования, которое произошло за последние 15 лет. Я говорю – 15 лет, потому что образование – вещь крайне инерционная, и на самом деле за три-четыре года оно стать сильно хуже или сильно лучше не может просто в силу того, как оно организовано. Я мог бы рассказать более подробно о том, как происходили реформы образования в Советском Союзе. В 80-х годах планировалась достаточно серьезная реформа образования. Она обсуждалась и в педагогическом сообществе, и обсуждалась вообще в гражданском обществе. Потом мы в конце 80-х начали заниматься другими делами и про образование немножко забыли.

Поэтому я хочу сказать, что каждый раз, возвращаясь к единому государственному экзамену, я говорю: коллеги, помимо вопросов улучшения, уточнения способа сдачи экзаменов я призываю одновременно, а может быть, в первоочередном порядке, обсуждать, с моей точки зрения, более важные вещи – качество образования в целом и то, что надо сделать для того, чтобы оно стало существенно лучше.
Tags: НА ЗЛОБУ ДНЯ, Образование, Общество, Совет Федерации
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →