Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Бесчеловечность

Я по горячим следам уже давал оценку трагическому инциденту в Санкт-Петербурге, где после доставки в отдел полиции умерла от сердечного приступа 81-летняя блокадница Рауза Ахмедовна Галимова, необоснованно обвиненная в краже масла в одном из магазинов торговой сети «Магнит». Но не могу не вернуться к этой истории еще раз, потому что, обрастая подробностями, она выросла из бытового эпизода до знакового явления, характеризующего духовно-нравственное состояние нашего общества.

Не буду углубляться в юридические аспекты. Идет следствие – оно должно во всем разобраться. Поговорим о другом. Дело ведь не только в том, найдется ли какой-то криминал во всем, что произошло, и понесет ли кто-то наказание. Дело в том, что в любом случае происшедшее поражает тупой бесчеловечностью и запредельной аморальностью. Именно поэтому, я думаю, трагедия Раузы Ахмедовны вызвала такую бурю эмоций в социальных сетях и СМИ.

Среди прочего меня очень покоробила позиция владельца торговой сети «Магнит» миллиардера С.Галицкого. Первым делом в ответ на упреки интернет-пользователей он написал в твиттере: «Прекратите заниматься ерундой». Причем вместо «ерунды» словечко было употреблено такое, которое невозможно цитировать. Вот так, ни тебе соболезнований, ни извинений: гибель блокадницы – ерунда! Позже миллиардер принялся настаивать, что сотрудники магазина, сдавая Галимову в полицию, якобы «действовали строго по инструкции». Правда, при этом выдавил из себя, что, мол, учитывая пожилой возраст покупательницы, этого не стоило делать.

Вот и думай: что же у них за инструкции такие, за которыми нельзя разглядеть конкретного человека? Что же это за инструкции, слепое следование которым может убивать людей? И лишь на третий день, видимо, поняв, что общественный резонанс так оглушителен, что может напрочь сокрушить репутацию, руководство «Магнита» наконец-то соизволило выразить соболезнование родным покойной.

Так получилось, что в эти дни мне в моей почте попалось письмо, в котором одна из корреспонденток задала вопрос: «Вот вы, социал-демократы, признаете рыночную экономику, но при этом выступаете против рыночного общества. А что, собственно, вы понимаете под рыночным обществом?». Тут в двух словах не ответишь. Но, если вкратце, то, говоря о неприятии «рыночного общества», мы имеем в виду, что рынок должен знать свое место и не должен лезть в нерыночные сферы. В том числе в культуру, образование и т.д. Но самое главное – законы чистогана не должны определять повседневные человеческие отношения, общественную мораль. И в этом плане трагедия блокадницы Галимовой очень показательна.

Да, та же сфера торговли работает по рыночным, товарно-денежным законам. Но разве покупатели и продавцы, становясь субъектами рыночных отношений, перестают от этого быть людьми? Разве можно на все смотреть только глазами, которые застланы монетами или купюрами? В тех же инструкциях, на которые ссылаются ныне Галицкий и иже с ним, все написано, судя по всему, так, чтобы персонал был строг и бдителен по отношению к покупательской массе. Но вот вопрос: а написано ли там что-нибудь про вежливость, предупредительность, уважение к людям? Написано ли про особый подход к старикам, у которых, извините, и внимание может быть рассеянным, и провалы в памяти вполне реальны? Да и потом, инструкции инструкциями, но ведь головой тоже думать надо. И сердцем чувствовать – если оно, конечно, есть.
К сожалению, если говорить о тех же торговых сетях, случай с Галимовой не единичный. Совсем недавно в том же Питере в магазине другой торговой сети была нашумевшая скандальная история, когда в подсобке грубо и незаконно обыскивали 12-летнего мальчика, облыжно обвиненного в краже жвачки. Еще ранее был дикий случай, когда женщину запирали в морозильную камеру. А сколько всего таких унизительных и оскорбительных историй наберется по России? Страшно представить.

Понимаю, что руководители торговых сетей тут же укажут на проблему «мелкого воровства» из их магазинов: она действительно существует и приносит немалые убытки. Но ведь и покупатели могут предъявить свой счет – за то, что в супермаркетах их обворовывают, манипулируя с ценниками, что подсовывают тухлятину вместо доброкачественного товара и т.д. Надо, разумеется, серьезно разбираться и с теми, и с другими проблемами. Но, если по большому счету, то вопросы стоят куда масштабнее: первое – как же нам окультуривать человеческие отношения? И второе – как «очеловечивать» отношения рыночные?

Конечно, стоит подумать, что с этой точки зрения можно улучшить в законодательстве. Но далеко не все можно предписать законами. Поэтому главная надежда у меня лично – на силу общественного мнения. Реакция обшественности на смерть блокадницы показала, что наши сограждане, вооруженные Интернетом, научились остро и солидарно реагировать на факты бесчеловечности и аморальности. Уверен: эта история не пройдет бесследно, она заставит многих извлечь уроки. И крайне важно, чтобы и в дальнейшем в обществе не только не гасло, а разгоралось и усиливалось нежелание пропитываться цинизмом, жестокостью и своекорыстием. Чтобы росла и росла общественная солидарность в борьбе с этими гнусными явлениями.

Для меня, коренного ленинградца, человека, у которого родные пережили все ужасы блокады, тот факт, что безвинной жертвой стала женщина-блокадница, воспринимается особенно горько. И тут невольно начинаешь думать еще и о вине каждого из нас. За то, что мы так и не создали пока страну, в которой таким заслуженным людям жилось бы спокойно, комфортно, безопасно. В которой их никто и никогда не посмел бы оскорбить или унизить. В которой бы успешно развивались экономика и бизнес, рос материальный достаток, но при этом не было бы агрессивного цинизма, злобной подозрительности и тупого бессердечия. Не смогли мы пока этого сделать. Не уберегли вас, Рауза Ахмедовна! Простите нас!
Tags: НА ЗЛОБУ ДНЯ, Общество, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments