Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Парадоксы антикризисной политики

Чем глубже мы анализируем план антикризисных мер, предложенных Правительством РФ, тем больше возникает вопросов. После «правительственного часа» в Госдуме с участием первого вице-премьера И. Шувалова количество их ничуть не уменьшилось: наоборот, вопросов стало гораздо больше, чем ответов.

Я согласен с теми из вас, кто в комментариях, когда мы начали обсуждать эту тему, высказал мнение, что предлжения Правительства, строго говоря, вообще нельзя назвать «антикризисным планом». Получился некий набор мер, призванных латать возникающие «дыры» в финансово-экономической и социальной сферах. Правительственные чиновники боятся предложить по-настоящему неординарные, прорывные, мобилизационные решения. Все идет по накатанной колее: кому-то подбросим деньжат из загашников, что-то подсократим, на чем-то сэкономим. При этом ясной стратегии диверсификации экономики не просматривается, а колоссальные ресурсы, способные кардинально переломить ситуацию к лучшему, остаются незадействованными.

Предлагаю немного заняться арифметикой. Общая стоимость мер по поддержке экономики, как объявлено, составит 2,17 трлн руб. Вроде немалые деньги. Но давайте-ка сравним эту цифру с объемами капиталов, утекающих из России за рубеж. По данным Центробанка РФ, за 2014 год из страны утекло более 150 млрд долларов. В рублях по нынешнему курсу это где-то 10 с лишним трлн рублей. То есть только за прошлый год мы потеряли почти 5 нынешних «антикризисных планов»! Представьте, что нам удалось поставить барьеры хотя бы для части этого «бурного потока». Мы бы имели сегодня вдвое-втрое больше ресурсов для проведения структурных реформ в экономике, для поддержки импортозамещения, инновационных проектов и т.д. Казалось бы, сама логика событий требует обратить взор на предложения по борьбе с бегством капиталов за рубеж, давным-давно выдвигаемые СР. В частности, по-настоящему эффективной антикризисной мерой могло бы стать введение 20-процентного налога на вывоз капитала.

Увы, об этом даже речи нет. В головах нынешних министров финансово-экономического блока на сей счет заложены категорические табу, обусловенные ограниченностью их либерально-монетаристского мировоззрения. Ладно, в прошлые годы они нам доказывали, что, мол, свободу перемещения капиталов нельзя ограничивать, потому что это отпугнет иностранных инвесторов. Но сегодня, когда действуют санкции США и ЕС, когда западные рейтинговые агентства принимают политически ангажированные решения по снижению инвестиционных рейтингов России, совершенно бессмысленно продолжать ожидать «манну небесную» в виде иностранных инвестиций. Приоритетом на долгие годы становится концентрация на внутренних источниках развития. Эти источники есть, ими надо с толком распорядиться. Но тут тоже, как говорится, не все слава Богу.

Самый большой кусок из общего «антикризисного пирога» (1 трлн рублей), как известно, выделяется на поддержку банковского сектора. Теоретически все это якобы должно дойти до реального сектора экономики. Но дойдет ли? Вспоминается опыт кризиса 2008-2009 гг, когда тоже основная поддержка из резервных фондов направлялась банковским структурам, а предприятиям несырьевого сектора доставались лишь «объедки с барского стола». Сегодня мы, похоже, наступаем на те же грабли. Спрашивается, почему бы не дать предприятиям реального сектора, нуждающимся в господдержке, необходимые средства напрямую? Нет, это не устраивает чиновников. Ведь от них потребовался бы совсем иной уровень профессионализма, иные навыки госрегулирования. Хлопотно, трудоемко! А так – отдали триллион банкам, и пусть «рынок сам все отрегулирует».

Возникают у нас вопросы и по социальной составляющей антикризисного плана. Позитивно, конечно, что все социальные обязательства перед населением Правительство намерено безусловно исполнять. Позитивно и то, что пенсии с 1 февраля решено проиндексировать не 5,5%, как изначально закладывалось в бюджете-2015, а по уровню фактической инфляции – 11,4 %. Но это компенсация по итогам 2014 года. Однако мы видим, как уже скакнули цены на продукты, лекарства и другие товары в январе, мы знаем, какие неблагоприятные прогнозы по инфляции на февраль-март. То есть уже сейчас, чтобы не допустить обнищания пенсионеров, надо срочно изыскивать средства на очередную индексацию. А зарплаты бюджетников, военных? Разве можно допустить, чтобы их уровень жизни был опять отброшен куда-то на уровень лихих 90-х?

Вызывает недоумение и такая деталь. С одной стороны, - нам говорят, что ситуация с безработицей в ходе нынешнего кризиса может оказаться тяжелее, чем в 2008-2009 гг. С другой, - если сравнить объемы средств (не в абсолютных величинах, а с учетом инфляции), выделяемых на борьбу с ней, то нынче выделяется почему-то существенно меньше. Парадокс? Увы, таких парадоксов - пруд пруди.

Но самый главный парадокс в том, что чиновники, говоря правильные слова про исчерпанность сырьевой модели развития, про то, что нам надо учиться жить в условиях низких нефтяных цен, а на деле-то предлагают план, который в сущности построен на ожиданиях того, что нефтяное благополучие все-таки вернется. Стоит, мол, только перетерпеть, переждать, и жизнь как-нибудь сама возьмет свое. Прямо как в одном старом анекдоте: Пункт первый: «Все будет хорошо». Пункт второй: «Если все плохо, – см. пункт первый». Вот и весь «антикризисный план»! Никто, конечно, не против оптимизма как такового. Но хорошо бы к этому оптимизму прибавить еще и реальный комплекс мер, который рождал бы доверие у граждан, у бизнеса, у всех политических и общественных сил. И если те, кому сегодня поручено возглавлять финасово-экономический блок Правительства РФ, неспособны предложить такую мобилизующую и по-настоящему антикризисную программу, надо просто заменить их теми, кто на это способен.
Tags: Правительство, Санкции, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments