Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Categories:

Поездка в Данию (23-25 февраля), часть 1

 Дорогие друзья!
Размещаю (к сожалению, с некоторой задержкой) заметки о поездке в Данию, 23-25 февраля. Сегодня - часть 1.

По приглашению Председателя Фолькетинга господина Тора Педерсена 23 февраля вылетел в Копенгаген. Предыдущий обмен визитами председателей парламентов России и Дании был девять лет тому назад.
               *               *              *
Дания (расположена в северо-западной части Европы) – одно из "карликовых" государств Европы и на карте мира почти не заметна. Это архипелаг из примерно 500 островов и островков, лишь около 100 из них населены, наиболее крупными являются Зеландия, Фюн, Борнхольм и Фальстер. Половина населения сосредоточена на острове Зеландия, а на самых маленьких островках иногда живёт только смотритель маяка.
Герб                                                   Флаг                                                       Карта
       

Площадь островов составляет в сумме всего 43 069 кв.км. Зато их береговая линия составляет 7 500 км – цифра действительно впечатляющая. Проливы Эресунд, Большой и Малый Бельт имеют международный статус и открыты для свободного прохода всех иностранных торговых судов. Некоторые ограничения распространяются на проход военных кораблей и приравненных к ним судов иностранных государств. В июне 1998 г. открыта постоянная переправа через пролив Большой Бельт (общая протяженность 18 км). В июле 2000 г. введена в эксплуатацию комбинированная (тоннель-мост) переправа через пролив Эресунд, соединившая Данию со Швецией. Эресундский мост (7845 м) является самым длинным автомобильно-железнодорожным мостом в мире.
Население – около 5,5 млн. человек, из которых более 90% – датчане. Иммигранты составляют 6,6%. В южной части Ютландии проживает единственное официально признанное национальное меньшинство – более 15 тыс. немцев.
 Большинство верующих датчан – лютеране (государственная религия). Более 75% населения проживает в городах. Государственный язык – датский.
Столица – Копенгаген (656,6 тыс. жителей, с городской агломерацией – более 1,2 млн. человек). Государственный флаг – асимметричный белый крест на красном полотнище. Национальные праздники – День рождения королевы (16 апреля), День конституции (5 июня).
Денежная единица – датская крона.

Дания – конституционная монархия, самое древнее в мире королевство, которым за 1 100 лет существования правили 54 монарха. Королевство образуют 5 регионов, а также Фарерские острова и Гренландия (самый большой в мире остров), которые имеют собственные законодательные собрания, решающие вопросы местного значения, такие как школьное образование, здравоохранение, налогообложение, охрана природы и некоторые виды промышленной деятельности Они имеют также свои собственные флаги, язык и валюту. Если принимать в расчёт Фареры и Гренландию, то Дания окажется по площади одним из крупнейших государств в мире!
 Действующая конституция принята 5 июня 1953 г., заменила первую конституцию 1849 года.
 Главой государства является Королева Маргрете II (династия Глюксбургов), которая вступила на престол 14 января 1972 г. в возрасте 32 лет, как преемница своего отца. По конституции формально Королева наделена широкими полномочиями, но её власть ограничена парламентом. Королевская семья живёт преимущественно в своей копенгагенской резиденции Амалиенборг, всячески демонстрируя свой демократизм и близость к народу. Ольденбургская династия (точнее её Глюксбургская ветвь), к которой принадлежит Маргрете II, – одна из старейших в Европе: её истоки лежат в одиннадцатом веке. С середины пятнадцатого века Ольденбурги воцарились в Дании. Датская династия была связана с Российским имперским домом крепкими узами: принцесса Дагмара, выйдя замуж за будущего императора Александра III, стала императрицей Марией Фёдоровной. После революции вдовствующей царице удалось спастись, закончив свои дни на родине (она была погребена в королевской усыпальнице в городе Роскильде) - в 2006 году перезахоронена в Санкт-Петербурге..
Законодательная власть осуществляется монархом и Фолькетингом – однопалатным парламентом (в своем нынешнем виде существует с 1953 г., до этого – двухпалатный Риксдаг).

Дания является одной из ведущих стран мира по вылову, переработке и продаже рыбы и рыбной продукции (вылов рыбы около 1 млн.т). На рынок ЕС приходится до 80% датского рыбного экспорта.
В связи с отказом от использования атомной энергии значительных успехов достигла в стране ветро- и биоэнергетика.
 
В социальной сфере Дания представляет собой типичный пример скандинавской модели "государства всеобщего благоденствия", основными элементами которой являются высокая степень перераспределения доходов и развитая система социального обеспечения. Условия труда и заработной платы определяются коллективными договорами между профсоюзами и предпринимателями. Страхование по безработице является обязательным для всех членов профсоюза и осуществляется за счет взносов рабочих, предпринимателей и государства. Кассы помощи по безработице находятся в ведении государства. Пособия по безработице выплачиваются в размере 90% от среднемесячной зарплаты, но не более определенной суммы. Срок выплаты пособий ограничен тремя годами.
 
Право на социальные пособия имеют все граждане. Размер социальных пособий регулируется в соответствии с индексом прожиточного минимума. Пенсии по старости ("народные пенсии") выплачиваются всем лицам, достигшим пенсионного возраста 65 лет, независимо от трудового стажа. В 2007 г. принят новый закон о социальной пенсии, предусматривающий постепенное повышение пенсионного возраста до 67 лет. Выплачиваются также дополнительные пенсии из специального пенсионного фонда, создаваемого за счет личных взносов трудящихся (1/3) и предпринимателей (2/3), их размер зависит от стажа работы.
Членство в больничных кассах даёт право на получение бесплатной медицинской помощи.
Население облагается подоходным налогом в пользу государства, региона и коммуны, имущественным и церковным налогами, а также платит пенсионный взнос. Существуют косвенные налоги на целый ряд товаров широкого потребления и налог на добавленную стоимость на все товары и услуги в размере 25%. 
 
В Дании существует обязательное 9-летнее обучение с 6-летнего возраста ("народная школа"). Для продолжения образования имеются реальные училища и гимназии. Право на поступление в высшие учебные заведения получают выпускники гимназий.
 Обучение в государственных школах и гимназиях бесплатное. Есть частные учебные заведения. Студентам вузов в возрасте до 23 лет выплачивается государственное пособие, размер которого зависит от доходов родителей. Во время учёбы студенты имеют право на получение займа с рассрочкой выплаты до 20 лет.

Королевский театр в Копенгагене (основан в 1748 г.) имеет балетно-оперную и драматическую сцены. Наиболее крупные музеи: Национальный музей с ценными этнографическими и археологическими коллекциями, Исторический музей (в замке Фредериксборг), Музей Торвальдсена, Музей изобразительных искусств, Музей "Глиптотека", Музей торговли и мореплавания в Хельсингере и музей Х.-К.Андерсена в Оденсе.
Известность Дании принесли такие выдающиеся деятели, как астроном Тихо Браге (1546-1601 гг.), физики Х.К.Эрстед (1777-1851 гг.) и Нильс Бор (1885-1962 гг.), скульптор Б.Торвальдсен (1768-1844 гг.), композитор Н.В. Гаде (1817-1890 гг.), драматург Л.Хольберг (1684-1754 гг.), поэт А.Эленшлегер (1779-1850 гг.), писатель-сказочник Х.-К.Андерсен (1805- 1875 гг.), писатели М.Андерсен-Нексе (1869-1954 гг.), К.Бликсен (1885-1962 гг.), художник-карикатурист Х.Бидструп (1912-1988 гг.).               
*               *                *

Убыли в 20 часов по московскому времени. Прилетели в 20.40 местного времени. Разница с Москвой минус два часа. В аэропорту встречали Посол в Дании Теймураз Отарович Рамишвили и лично приехал Председатель Фолькетинга господин Тор Педерсен, что обычно не практикуется. Этот жест вежливости демонстрировал некоторые ожидания от нашего визита. В VIP зале аэропорта "Каструп" познакомились со спикером и провели короткую беседу.
 
 
Разместили нас в гостинице "Рэдиссон САС". Лёг поздно, где-то уже в час ночи по местному времени – готовился к завтрашним переговорам, выступлению перед деловыми кругами. Когда готовился, сидел за письменным столом, приставленным к окну, с удивлением слушал давно позабытые скрежещущие звуки, я думал, трамваев на поворотах. Ещё очень удивлялся, что: вроде бы столица современного государства, а такие допотопные трамваи ходят. "Трамваи" скрежетали всю ночь. Про себя подумал: когда же они уходят в депо? Всё выяснилось утром. Встал в семь утра, раздвинул занавески и увидел, что гостиница находится прямо над вокзалом

и всю ночь скрежетали не трамваи, а самые что ни на есть поезда. Заодно сделал несколько снимков на Копенгаген из окна гостиницы. 
     
 
Нужно сказать, что Дания – удивительная страна, кроме того, что это родина великого сказочника Андерсена и не менее великого Бора, а также художника-карикатуриста Бидструпа, это страна, как сами датчане говорят, всеобщего благоденствия. Начнём с того, что в Дании очень высокие налоги, наверное, одни из самых высоких (если не считать Норвегию) в Европе. Рядовая обычная семья в целом платит (впрочем, как и бизнес) со всех своих доходов 52 процента  налогов, но бывает и 65% . Казалось бы, как это может сочетаться: благоденствие и такие огромные налоги? Но тут открывается первый нюанс, который можно называть датским социализмом, а можно называть, как привычно датчанам, обществом благоденствия.
 
И здесь нужно сказать, что налоги платят все, без исключения, со всех, без исключения, доходов. Как только студент, который в Дании учится бесплатно и получает некий аналог нашей стипендии, начинает учиться, он начинает со своей стипендии платить хоть небольшой, но налог. То же самое касается пенсионеров, которые со своей пенсии обязательно платят налоги. Таким образом, датское общество приучает всех датчан, что налоги нужно платить всем, без исключения, это важная государственная и социальная обязанность и у каждого датчанина с детства вырабатывается абсолютно правильно убеждение, что они тем богаче и достойнее будут жить, чем тщательней будут выполнять эту государственную миссию – платить налоги.
Так вот нюанс по поводу налогов. Налоги платятся только с той суммы, которая образуется после уплаты квартплаты, коммунальных платежей, любых кредитов или процентов по кредитам (будь то жилищный, потребительский, товарный, любой кредит), ещё есть целый перечень обязательных выплат, а уже только с оставшейся суммы платятся те самые очень значительные налоги. Они, естественно, в Дании дифференцированы. И чем больше у тебя доход, тем больше налог ты будешь платить. И цифра 65 процентов касается как раз очень высокооплачиваемых датчан.

Следующий элемент справедливости. Датчане, можно сказать, просто помешаны на экологии и на здоровом образе жизни. Вообще, после китайских городов, таких как Пекин и других, я второй раз в жизни видел в мире город, в котором, такое ощущение, что буквально все ездят на велосипедах. Депутат, министр на велосипеде – это абсолютно обычное явление. Велосипеды есть самые разнообразные: от старинных, похоже, ещё моделей 40-х годов, до самых суперсовременных, навороченных.
Велосипеды с корзинками, с тележками, с багажниками, с чем угодно. Большинство велосипедистов ездят в касках, так предписывают правила, и законопослушные датчане их выполняют. Например, любопытно было наблюдать во время моей пресс-конференции как у одной из датских журналисток под стулом лежал (сначала мне было непонятно – что?, а, присмотревшись, я понял) обыкновенный велосипедный шлем. 
  
 
А вот сразу же, немножко перескакивая, в офисе всемирно известной компании по производству инсулина "Ново-Нордиск" так выглядит вешалка – это на полках и на крючках висят велосипедные шлемы. 
 

Так вот, о велосипедах. Датчанин, если отказывается от автомобиля и полностью пересаживается на велосипед, будет платить налогов меньше примерно на сумму эквивалентную двуустам долларам в месяц. Дотошные датчане при обложении налогом фиксируют всё. Например, вариант, если вы пользуетесь автомобилем пять рабочих дней в неделю, а в выходные не пользуетесь им, вам будет скидка. Если вы пользуетесь малолитражным автомобилем – вам будет скидка. Если вы пользуетесь одним автомобилем на всю семью, а не у каждого члена семьи автомобиль – вам будет скидка. Это пример заботы об экологии. Примерно такой же подход во всей системе налогообложения. Поэтому, несмотря на высокий процент налогов, датчане не только не ропщут, но даже во время нашего визита, когда в парламенте правящей партией было предложено снизить налоги на пять процентов, многие датчане высказывались против, потому что прекрасно понимают – уменьшение налогов приведёт к уменьшению социальных выплат, ухудшению систем образования и здравоохранения. Здесь опять же уместно заметить, что и первое, и второе, безусловно, бесплатно.
 
Чтобы завершить велосипедную тему, несколько типичных городских зарисовок на улицах Копенгагена:
  
 
 
 
А на этой фотографии видна велосипедная парковка у здания парламента.
 
 

Столица Дании и крупнейший город Скандинавии – Копенгаген почти не уступает Москве по возрасту, всего 20 лет разделяют даты их основания: Москва – 1147 г., Копенгаген – 1167 г.
Основателем Копенгагена является епископ Аксель Абсалон. В 1167 г. он построил форт, защищенный с восточной стороны морем, а с западной – рвами. Ныне рвы, заполненные водой, так называемые "озера", являются естественной границей центра города.
Память об основателе увековечена в исторической хронике, в художественной литературе, в названиях улиц и площадей: Аксельторвет, Абсалонгаде; в изобразительном искусстве. На выступе-пьедестале во фронтальной стене здания Ратуши установлена скульптура Абсалона. Повернутый лицом к Ратушной площади, он предстает в полный рост в парадной, сверкающей золотом и серебром одежде, с епископальным посохом в руке. А на месте, где когда-то находился центр поселения Хавн, возвышается теперь монументальный конный памятник основателю, выполненный одним из наиболее известных датских скульпторов Б.Биссеном.

Столицей Дании город стал в 1443 г., когда сюда переехал из г. Роскильде король Эрик Померанский. Новой столице было дано имя København – "торговая гавань".
Облик крупной европейской столицы город приобрел в период правления короля Кристиана IV. Ни один из датских королей не восседал на троне так долго – с 1588 по 1648 гг. При нем строится здание Биржи со знаменитым шпилем, изображающим переплетенные, устремленные ввысь хвосты морских драконов, Матросская церковь – хранительница величия и морской славы Дании, Круглая башня – высотой 109 футов, замок – дворец Розенборг. Сейчас без этих сооружений невозможно представить себе Копенгаген.
Говоря о том времени, необходимо вспомнить еще об одном необычном архитектурном явлении, возможно, одном из первых опытов поточного жилищного строительства. В 1631 г. недалеко от крепости Кастеллет было построено 24 абсолютно одинаковых стандартных одноэтажных домика.
Позже стали строить точно такие же, но двухэтажные, сохранившиеся до сих пор, строгой геометрической формы без каких-либо украшений и излишеств. Все они были выкрашены в одинаковый цвет: стены – в желтый, цоколь – в черный. Всего было построено 620 квартир для персонала крепости. За этим районом утвердилось название Нюбодер.
 
От "новых домов" ведет свое происхождение "кустовой" принцип наименования улиц, впоследствии получивший широкое распространение в Дании. Новые дома разделены улицами. Тем, что расположены в восточной части, были даны названия животных, а улицам в западной части – названия цветов. Есть в Копенгагене группа улиц, которые называются Голубиной, Ласточкиной, Дроздовой, Перепелиной. Ряду улиц даны имена великих писателей, в том числе Л.Толстого и М.Горького.

Продолжение следует ...

Tags: Визиты, ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ, Фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments