Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
sergey_mironov

Поездка в Японию (13-16 января), часть 3

Дорогие друзья!
Сегодня публикую заключительную часть дневника о поездке в Японию - часть 3.

В Сэндае мы провели встречу с Губернатором префектуры Мияги Ёсихиро Мураи (Город Сэндай находится в провинции Мияги).
Потом пообщались с Председателем префектуральной законодательной ассамблеи господином Тёи Такахаси.

Я спросил господина председателя о его значке на лацкане пиджака. Я обратил внимание ещё в Токио – у всех депутатов парламента были такие же значки, только бордового фона, а здесь были синего фона.
Кстати значки (на фотографии не видно) очень объёмные и от лацкана пиджака выступают, наверное, сантиметра на полтора, такие толстенькие.
Господин Такахаси объяснил, что это депутатский значок. Все депутаты региональных префектуральных законодательных ассамблей на территории Японии носят значки синего цвета, а депутаты японского парламента – бордового.

*               *               *
После беседы мы поехали в ландшафтный парк Мацусима.

Когда я готовился к поездке, помощники подбирали материалы, в том числе по местам посещения, в частности, по этому парку Мацусима. Именно на территории этого парка у нас должен был быть официальный ланч от имени председателя префектуральной законодательной ассамблеи господина Тёи Такахаси.
И, как обычно принято на таких протокольных мероприятиях, хозяева и гости обмениваются речами-тостами. И вот, мои помощники подготовили мне краткое выступление и в завершение привели стихотворение известного средневекового японского поэта Басё, которое звучит в переводе на русский язык так:
"О, Мацусима!
О, Мацусима, о!
Мацусима, о!"

Когда я прочитал этот перл, я подумал, что конечно же я не буду его приводить, не потому, что его трудно выучить (как вы легко можете догадаться, эти строки я запомнил на всю жизнь), а потому, что не понимал – в чём же здесь изюминка?
Но это было до того момента, пока мы не подъехали с тыльной стороны к зданию гостиницы, на втором этаже которой мы должны были ланчевать, и вышли в огромный зал, где вместо одной стены было стекло. Это было огромное окно, за которым открывалась потрясающей красоты панорама:

И вот тут я вслед за средневековым японским поэтом Басё готов был воскликнуть: "О, Мацусима!..." Действительно, это очень красиво!

А потом мы вышли из гостиницы, сели в машины и поехали к причалу, потому что планировалась прогулка на катере. На катере была закрытая каюта и можно было выйти на корму.
И вот мы поплыли по Мацусимскому заливу.
Действительно, очень живописные известковые изъеденные волнами скалы, на которых растут сосны, а над морем огромное количество чаек. О чайках я сейчас напишу и даже покажу их отдельно.
А пока несколько живописных фотографий Мацусимского залива:

С большой гордостью нас повезли к скале, которая носит название "Самурайский шлем". Действительно, что-то есть похожее. Вот панорама общая:

И вот этот "шлем" поближе:

Про чаек...
Чайки там, можно сказать, ручные. Есть такая развлекаловка, которой угощают гостеприимные хозяева всех гостей. Заранее приобретается нечто вроде кукурузных палочек. И вот берёшь эту палочку, вытягиваешь руку и тут же на неё пикирует чайка.
Самой шустрой и удачливой удаётся очень изящно срезать клювом эту кукурузную палочку у тебя из рук.

Сначала несколько фотографий, как это выглядело, а потом будет ещё и видео.

На видео видно, а может даже будет слышно, как кто-то посоветовал мне не держать одну кукурузную палочку в руке, а насыпать несколько штук в ладонь и предложить чайкам полакомиться таким образом. Я, правда, предусмотрительно спросил: "А если в ладонь долбанёт!"
На что, чисто по-русски, было сказано: "Да не, не долбанёт!" Ну, и как видно, долбанула. Не знаю, слышно или нет, но я там высказал автору затеи: "Ну вот, ты научишь!" .
Но зрелище, на самом деле очень красивое. И уж, казалось, чайки – самые обыкновенные птицы, на которых никогда внимания не обращаешь. Но когда они вблизи, видно, какие они грациозные, красивые и очень фотогеничные.
Ещё на видео видно – что-то привлекло моё внимание в небе. Дело в том, что намного выше чаек появился то ли ястреб, то ли коршун, которого явно интересовали не наши жалкие кукурузные палочки, а сами чайки.

Кстати, очень удачный момент поймал своим объективом профессиональный фотограф Александр Чумичёв (молодец!), когда прямо с моей рукой чайка хватает кукурузную палочку:

А все другие фотографии в  этом Посте сделаны мною, в том числе и эта фотография:

Это я одной рукой держу две палочки, а второй рукой фотографирую пикирующую на них чайку.

*               *               *
Когда мы подплывали с прогулки к берегу, рядом с берегом на небольшом островке находился очень-очень древний буддистский храм.

Сойдя с катера, мы пешком пошли в один из древнейших храмов в Японии "Цуйгандзи", по-моему, синтоистский.
По дороге сфотографировал очень типичную для японской зимы картинку. Вот сосна, над которой на шесте привязаны верёвки, радиальными лучами уходящие вниз:

Для чего это делается? Оказывается, заботливые японцы таким образом предотвращают облом ветвей из-за нападавшего снега, а вот эти струны разбивают пласты снега и не позволяют им давить на ветвь таким образом, чтобы они обломились.
Как видно, опять же ствол укутан в соломенные циновки для того, чтобы отлавливать всяких вредных насекомых. Рядышком у входа, по-моему, в какое-то кафе мы увидели нечто вроде восковой фигуры того самого средневекового поэта Басё.

Я попросил Сашу Чумичёва снять меня вместе с автором бессмертных строк о Мацусиме:

Кстати, в правой руке моё орудие труда как фотокорра – фотоаппарат.

*               *               *
И вот мы заходим на территорию. К самому храму ведёт длинная аллея, поросшая стройными японскими, подозреваю, что соснами:

Как только мы зашли, справа увидели фигуру, вероятно, синтоистского бога (ками), на голове у которого был чепчик, и, более того, ещё был подвязан слюнявчик. Это не издевательство над святым, как кто-то мог подумать, а учитывая, что ками перерождаются, то это и символизирует, что он мог недавно переродиться и находится в очень младенческом возрасте.

Справа мы увидели скалы и в них пещеры, где раньше размещались своеобразные кельи монахов:

Потом я увидел памятник, у основания которого (как я и подумал) две пары железнодорожных колёс. Оказалось, что это памятник всем погибшим в железнодорожных катастрофах:

Уже перед входом на территорию самого храма мы увидели бронзовую статую ещё одного бога ками:

Вот дворик этого храма:

С другой стороны этого дворика увидели перевязанные, подвязанные ветви огромного-огромного дерева. Это слива, которой четыреста лет:

Предварительно разувшись, мы зашли в сам храм. Там было очень холодно, он не отапливается и, честно говоря, в носках по холодному полу было ходить, мягко говоря, неуютно, но уж больно хотелось нам посмотреть, тем более не всем разрешают пройти в сам храм.
Вот так выглядит алтарь:

Справа и слева от него, наверное, алтари поменьше:

Потом мы пошли по периметру основных залов.
Я увидел ритуальный барабан:

Когда мы завершили осмотр храма, я попросил разрешения сфотографироваться с монахами:

Вот ещё несколько фотографий, сделанных в этом храме. На этом фото та же слива, только уже с другого ракурса:

Здесь тоже какая-то скульптурная композиция. Вообще, мне показалось, что очень красивый, колоритный вид:

За воротами видны два огромных дерева, каждому из них по восемьсот лет:

А вот ствол одного из них вблизи:

Мы сели в машину, тронулись и стали проезжать мимо многочисленных лавочек, каких-то кафешек. Из одного выскочили служащие и стали очень жизнерадостно нас приветствовать.
К сожалению, на скорости фотография немножко смазалась, но неподдельный восторг всё равно виден на лицах гостеприимных японцев:

Прежде чем поехать обратно на вокзал, мы заехали в музей геологии при университете "Тохоку".
Музей, прямо скажем, так себе, но там меня ожидал приятный сюрприз.
В отделе "Палеонтология" я увидел хорошо знакомых мне трилобитов, только хотел сказать, что у меня в коллекции такие же из Ленинградской области, как увидел подпись, где так и было написано: "Трилобит. Россия Ленинградская область. Река Волхов."
Так что было очень приятно получить привет почти от "земляков" в далёкой провинции Мияга.

Потом мы пошли на вокзал, сели в поезд, кстати, в более комфортабельный вагон, но почему-то я фотографию не сделал, и направились обратно в Токио.
С вокзала – прямо в аэропорт.

*               *               *
Итак, через десять с половиной часов полёта в час ночи 17-го января (субботу) мы прибыли в Москву.
Почти неделя была в путешествии – Лаос, потом Япония. По родному снежку успел соскучиться.