Храм возвращается. Но важно также, чтобы мы сами возвращались к духовным истокам. Слишком долго нас превращали в Иванов, не помнящих родства. Ведь та же память о Сергии Радонежском в советское время была несправедливо отодвинута в сторону. Да, в рамках РПЦ она хранилась свято, верующие поклонялись заступнику русской земли, молились его иконописным образам. Но разве нормально, что даже в школьных учебниках о нем не упоминалось? Да и вообще для тогдашней идеологической машины эта фигура была очень неудобна и чужда. Не властитель, не политик, не полководец. Простой схимник, полвека проведший в трудах и молитвах. И, тем не менее, этот образ – воплощение лучших черт национального характера и, если хотите, «народного идеала». Каждый, кто знаком хотя бы с хрестоматийными сведениями о великом старце, не может не задаваться вопросом: «А что, если бы у Святой Руси в том далеком ХIV веке не оказалось Сергия Радонежского? Выжила бы она, выстояла ли?».
Святому Сергию приписывается немало сугубо церковных подвигов и чудес. Но чудом является уже то, что одно слово этого скромного монаха было способно влиять на исторические процессы и судьбу народа. Он стал основателем Троице-Сергиевской лавры, которая на века превратилась в важнейший духовный центр русского Православия. Он прославился своей миротворческой деятельностью, примиряя в тяжелейших условиях золотоордынского гнета русских князей, излечивая их от братоубийственной вражды друг с другом и объединяя вокруг Дмитрия Донского. Ну а самой яркой страницей его биографии, конечно, стали страницы, связанные со знаменитой Куликовской битвой. Не куда-то, а именно в обитель Сергия Радонежского Великий князь Дмитрий приехал перед выступлением в поход на хана Мамая просить совета и благословения. И ведь это благословение было необходимо не только самому Дмитрию. Важно было, чтобы огромная московская рать, большую часть которой составляли крестьяне, тоже прочувствовала святость и судьбоносность предстоящей войны. «Ты победишь!» – напутствовал Дмитрия Донского Сергий Радонежский, а кроме того направил в помощь двух иноков княжеского рода – Пересвета и Ослябю, которые затем сыграли огромную роль в сражении.
«Любовью и единством спасемся», – такие слова святого Сергия донесли до нас предания. И разве они утратили свое значение? Пусть те вызовы и испытания, которые ныне стоят перед страной, совсем иного порядка, но идея единения народного и сегодня крайне актуальна. Так же, как потребность в добре, любви к ближнему, духовно-нравственном совершенствовании.
Празднование 700-летия Сергия Радонежского началось 3 мая, в день его рождения. Но продлится оно до конца года, в течение которого пройдут многочисленные культурные и духовно-просветительские мероприятия, конференции, выставки. круглые столы, концерты, презентации новых фильмов и многое другое. 591 храм, посвященный Сергию Радонежскому, существует ныне в России. В год юбилея это число возрастет. Появятся и новые памятники. И это во благо всем нам.
«Творя память преподобного Сергия, – говорил когда-то наш выдающийся историк Василий Ключевский, – мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты». Лучше, пожалуй, и не скажешь.