Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Великая литература против ЕГЭ

​Итак, долгая и упорная борьба тех, кто выступает против тотальной «егэизации» школьного образования, начала приносить первые реальные плоды. В итоговую аттестацию выпускников школ возвращается сочинение по литературе. Председатель Правительства РФ Д.А.Медведев недавно подписал документ, предписывающий Минобрнауки, начиная с 2015 года, включить его в разряд обязательных итоговых экзаменов. Оценка, полученная за сочинение, будет учитываться при поступлении в вузы, наравне с баллами, полученными за другие обязательные (математика и русский язык) и профильные дисциплины.

​Надежда на возвращение сочинения в разряд обязательных экзаменов для выпускников появилась после того, как этот вопрос поставил в декабрьском Послании Федеральному Собранию РФ Президент России В.В.Путин. Позже он развил данную мысль на своей итоговой пресс-конференции. «Творческая работа молодого человека при написании сочинения – это серьезная вещь, которая призвана обогатить учебный процесс и абитуриента», – сказал Путин, уточнив, что «зачеркиванием крестиков и ноликов определить знания сложно». Хочу заметить, что, по сути, то же самое, мы, принципиальные противники ЕГЭ, говорили уже давно. И очень хорошо, что нас наконец услышали.

​Апологеты ЕГЭ сегодня в панике. Полноценное выпускное сочинение в тотальную «егэизацию» никак не втиснешь. Возвращение такой экзаменационной формы пробивает зияющую брешь во всех их концепциях. Вот и поднялся, с одной стороны, – растерянный, с другой, - недовольный бубнеж. Одни пугают: очень трудно, мол, будет найти объективные критерии для оценки творческих текстов. Другие сетуют: как теперь натаскивать ребят на сдачу тестов по русскому языку? Ведь не секрет, что сейчас время для этого урывается в старших классах именно за счет уроков по литературе. Кое-кто, словно фиговым листком, пытается прикрыться тем аргументом, что, дескать, и сегодня в тестовых материалах ЕГЭ по русскому языку существует так называемая часть «С», где выпускникам прелагается написать некое «эссе» размером – страшно сказать! – аж в 150 слов. И эти полстранички текста на полном серьезе считают достаточными для проверки способности учащихся излагать свои мысли на бумаге. 150 слов – это, конечно, больше, чем словарный запас Эллочки-людоедки – героини известного романа Ильфа и Петрова «12 стульев». Но меньше, чем у упомянутых в этом же романе дикарей из племени Мумбо-Юмбо. У тех в словаре все-таки было целых 300 слов.

Возврашение выпускных сочинений – обнадеживающий шаг. Оно несомненно даст стимулы для того, чтобы вместо «клипового сознания» у ребят формировалась культура речи, способность мыслить и рассуждать самостоятельно. Вместе с тем, есть опасность, что ярые сторонники ЕГЭ попытаются забюрократизировать, а, может, даже и саботировать это дело. Надо понимать, что у ЕГЭ ныне есть мощнейшее лобби. Вокруг него сложилась целая «индустрия», связанная с госзаказами на разработку «егэшных» тестов и методик, с внедрением дорогостоящих систем контроля, с огромными масштабами репетиторства, наконец, с имитацией кипучей деятельности, помогающей иным чиновникам от образования делать карьеру.

Все это говорит об одном – борьба за возвращение здравого смысла в нашу систему образования только начинается. Потребуется мобилизация всех, кто по-настоящему болеет за судьбу российской школы, для того, чтобы не дать девальвировать идею выпускных сочинений, обеспечить эффективный общественный контроль за проведением этого экзамена. Ну и надо думать, о том, какие должны быть следующие шаги. Я, в частности, убежден, что сама жизнь достаточно скоро поставит нас перед необходимостью возврата устных форм проведения некоторых экзаменов. Например, по иностранному языку. Ну в самом деле: как можно проверить с помощью тестов разговорные навыки, правильность произношения и т.д.?

Принципиальная позиция СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ давно обнародована. Мы предлагаем отменить ЕГЭ, как всеобщую форму аттестации выпускников школ и вступительного экзамена в вуз. Тестовые формы должны использоваться только на добровольной основе. Наряду с ней у ребят должна быть альтернатива в виде традиционных выпускных экзаменов.
Символично, что именно великая русская литература стала, образно говоря, тем богатырем, который сумел первым сбросить себя путы и оковы ЕГЭ. Символично и крайне важно. Ибо влияние литературы на интеллектуальные достижения в любой области человеческой деятельности чрезвычайно велико. Гениальный создатель теории относительности Альберт Эйнштейн когда-то высказывался в том смысле, что Достоевский дал ему больше, чем любой научный мыслитель, больше даже, чем «король математики» Гаусс. И ведь в этом, если вдуматься, нет никакого парадокса. В этом заключен очень большой смысл. И если мы хотим, чтобы Россия в ХХI веке была в числе интеллектуальных мировых лидеров, уверенно шла по пути инновационного развития и построения «экономики знаний», к словам великого ученого стоило бы прислушаться.
Tags: Образование, Правительство, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments