Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Проблемы гражданской авиации: взгляд профессионала

Накануне Нового года я встречался с действующим летчиком гражданской авиации, командиром экипажа, человеком, имеющим огромное количество часов налета и колоссальный опыт. Я услышал, что называется, «из первых уст», много интересного и важного о проблемах гражданской авиации. Рассказ моего собеседника я записал и хочу, чтобы Вы познакомились с ним. Редактуру я внес минимальную – убрал только мешающие восприятию «с листа» разговорные выражения и излишне эмоциональные высказывания летчика, хотя, я уверен, эмоциональность моего собеседника вы поймете – достаточно прочитать то, что он рассказал…
И один короткий комментарий. Выслушав опытного профессионала, я еще раз убедился в моей правоте, когда неоднократно призывал к воссозданию Министерства гражданской авиации.


Сегодня летный состав работает и постоянно находится в состоянии хронической усталости. В этих условиях отечественные авиакомпании явно не могут гарантировать стопроцентной безопасности пассажирских перевозок. В чем это проявляется? Руководство компаний, администрация не учитывают объемы полетов при комплектовании штата летного состава. Доходит до того, что сегодня командир корабля прилетает, скажем, в «Шереметьево», садится в свой автомобиль, чтобы добраться до дома, и засыпает, потому что реально боится двинуться с места.

В прошлом году санитарная норма полетного времени была увеличена с 80 часов в месяц и 800 в год (норма, одобренная еще в Советском Союзе) до 90 часов в месяц и 900 в год. Эта норма не применяется нигде в мире! Президента России ввели в заблуждение, сказав, что мы приближаемся к европейским стандартам! Лукавство этой «статистики» заключается в том, что норма может быть хоть 150 часов, но при условии, что соблюдаются нормы отдыха. А эти нормы как раз и не соблюдаются! В прошлом году было отмечено более 20 случаев невыхода экипажа на связь при пролете промежуточных пунктов: экипаж спал из-за накопившейся усталости!

В чем причина? В том, что у руководства компаний стоят топ-менеджеры, которые не имеют опыта практической работы в гражданской авиации, совершенно не понимают, что такое организация труда. В Советском Союзе эти положения строго отслеживались. А сегодня – свобода действий, деньги в руках. Полный карт-бланш! Да и вообще, дело не только в усталости. Авиабилеты в нашей стране дороже, чем в других странах (притом, что топлива у нас в избытке), зарплаты летчиков ниже, практически не осталось социальных льгот, выплат на отдых семей и т.д. Сегодня нет ответственности за выдаваемые авиационным компаниям сертификаты и лицензии. Нет закреплённых лётных инспекторов, которые бы устанавливали предписания компаниям и которые отвечали за свои действия перед законом. Летчикам приходится иногда летать с минимальным запасом топлива. Полоса порой не подсвечивается осветительными фонарями. Начнете говорить об этом – скажут: «Капризный!»

Добавьте к этому невозможность стопроцентно гарантировать безопасность полетов – картина получается до предела тревожная!
Ведь что должно быть на первом месте в гражданской авиации? Безопасность! А у наших топ-менеджеров на первом месте что? Выгода! Но за штурвалом сидят живые люди, и когда на работу они выходят не отдохнувшими, их профессионализм обнуляется. А их буквально заставляют, принуждают работать, а если они выражают несогласие и демонстрируют принципиальность, их фактически наказывают «неудобными» рейсами (ночью или под утро). Вот так «решается» проблема безопасности полетов!

Сейчас гражданская авиация входит в структуру Минтранса, а раньше это было отдельное министерство. На Западе управление гражданской авиацией является самостоятельной моделью со своим бюджетом, финансированием, потому что летная работа и работа гражданской авиации сильно отличается от работы других транспортных отраслей. А у нас люди, принимающие решения, похоже, этого не понимают. Не хотят понять! Необходимо вернуться к модели управления гражданской авиацией, которая была в СССР. Это – не дань «советской моде», а правильная это дань отраслевой модели работы гражданской авиации. В 1989 году безопасность полетов в Советском Союзе была самой высокой во всем авиационном сообществе мира. Сейчас у нас нет летных специалистов ни на федеральном уровне, ни на региональном. Сегодня в Минтрансе РФ работает один (!) действующий летчик. Как можно управлять отраслью без профессионалов? Да никак!

В 1992 году удалось добиться в Минтруде России установления членам экипажей воздушных судов гражданской авиации 36-часовой рабочей недели при выполнении летной работы. При этой норме лётчик полноценно отдыхал. Но топ-менеджеры продавили свою норму: если не получается 36 часов, то считать месячную норму за неделю. А за неделю при такой напряженной и ответственной работе можно довести человека до полуобморочного состояния. Вместо решения проблем безопасности под предлогом нехватки пилотов чиновники хотят изменить 56-ю статью Воздушного кодекса, вписав в нее разрешение летать гастарбайтерам. Это что, решение вопроса? Тоже нет! Нужен орган, отвечающий за гражданскую авиацию. И работать в нем должны профессионалы, которые понимают, что такое грузовые и пассажирские перевозки, прежде всего, безопасность! А пока «рулят» в авиации непрофессионалы, которые гонятся за рублем, дело не сдвинется. А чего стоят просчеты и промахи в авиации – всем известно. Иногда они стоят жизни. Как же можно это не понимать? Я считаю, что такое отношение просто преступно!
Tags: Встречи, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments