Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Бесполезно Правительству строить планы работы с позиций чиновников

Сегодня участвовал в совместном заседании Госсовета РФ и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития. Подготовил для него выступление по нескольким актуальным темам. Планирую постепенно выложить все его части в блог и предлагаю обсудить отдельно каждую из них.
Первый отрывок из выступления касается исполнения Указа Президента № 596, в частности вопроса о повышении производительности труда.


Указ предусматривает увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Для этого ежегодный рост должен составлять 6%, а к концу 2013 года производительность в целом по стране должна была быть уже на 12,3% выше, чем было в 2011 году. Фактически, исходя из последнего прогноза Минэкономразвития (рост ВВП в 2013 году на 1,4%), получается повышение производительности труда по сравнению с 2011 годом примерно на 4%. То есть мы отстаем от графика в три с лишним раза.

Но реальны ли те задачи, которые были поставлены Указом? Совершенно реальны. И там указаны конкретные меры, которые позволяют этого добиться: Указ не просто задает высокую планку, а нацеливает на активную, энергичную политику, которая позволит достигнуть поставленных целей. Однако на деле мы видим пассивную, инерционную политику Правительства. План мероприятий по повышению темпов экономического роста представляет собой сумму предложений, собранных с разных ведомств. Причем в соответствии со старой бюрократической схемой чиновники будут отвечать не за конечный результат, а за выполнение пунктов. Разработали в срок предусмотренный планом документ – молодцы, а за то, как это изменит реальную ситуацию в экономике, спроса нет.

Весомых, значимых для бизнеса стимулов для инвестиций, для модернизации производства так и не создано. Не удивительно, что темпы роста ВВП снижаются и даже опустились ниже среднемировых темпов. Инвестиции сокращаются даже в абсолютном выражении, не говоря уж об их доле в ВВП.

Недавно (в ноябре) министр экономического развития А.В. Улюкаев констатировал, что прежняя модель экономического роста себя исчерпала. Сама эта мысль довольно очевидна. Примечательно другое: тем самым молчаливо признается, что спустя полтора года после принятия майских указов, которые нацеливали на смену модели развития, в экономике по-прежнему доминирует старая модель, давно признанная негодной, неспособной обеспечить решение стоящих перед Россией социальных и экономических задач.

Кто те люди, от которых мы ждем роста производительности труда? Это не чиновники. Они могут (и обязаны) только обеспечить условия для реальной работы. А собственно работать будут специалисты разных профессий. Современные эффективные рабочие места для них должен создать бизнес, инвесторы. Значит, инвесторам должно быть выгодно вкладывать средства в развитие и модернизацию российской экономики. А гражданам должно быть выгодно повышать квалификацию, интенсивно и производительно трудиться. Планы работы Правительства нужно строить не с позиций чиновников, а с позиций бизнеса и работников. Нужно встать на их точку зрения и посмотреть: почему сегодня невыгодно вкладывать деньги в производственные проекты? По каким статьям расходов бизнеса Россия отстает от зарубежных стран? Хватает ли квалифицированных специалистов, могут ли они найти достойную работу по специальности?

Недавно президент ассоциации «Росагромаш» опубликовал конкретные расчеты, которые показывают, почему технику выгоднее производить в Канаде, а не в России. Суммы налоговых платежей, стоимость кредитов и даже расходы на электроэнергию в нашей стране значительно выше. В результате завод, который в Канаде работает с прибылью, в нашей стране был бы убыточным.

Вот какие материалы нужно изучать нашим чиновникам, когда они составляют свои программы и планы действий! И не просто изучать, а разрабатывать конкретные меры для изменения ситуации. Нужны не косметические меры «для галочки», а решительный налоговый маневр, кардинальные меры по снижению стоимости кредитов для модернизации производства. Главный критерий – сделать инвестиции в Россию выгодными. То же самое надо анализировать с позиций интересов квалифицированного специалиста. Чтобы опытный специалист остался работать в нашей стране, а молодой человек ясно понимал, чего ради ему надо стараться и тратить усилия на приобретение рабочей или инженерной специальности.

Отдельного внимания с точки зрения повышения производительности труда требует проблема трудовой миграции. Массовый дешевый неквалифицированный труд подрывает стимулы для модернизации экономики. В долгосрочной перспективе это тупиковый путь. Но с точки зрения сиюминутной выгоды предпринимателю зачастую проще нанять 10 гастарбайтеров с лопатами, за которых даже не надо платить социальные взносы, чем купить современную технику, платить за нее высокие проценты по кредиту и тратиться на легальное оформление квалифицированного специалиста для нее.

Неправда, что наши граждане не хотят идти на некоторые работы. Они просто не хотят заниматься неквалифицированным трудом за те гроши, которые платят мигрантам. Работают же на стройках немцы в Германии, японцы в Японии и американцы в США. Но это совсем другой труд по оплате, по оснащению, по квалификации. И наши будут работать на достойных условиях. Нужно жестко ограничить привлечение неквалифицированной зарубежной рабочей силы. Ввести реальные санкции в размерах, которые отобьют охоту нарушать закон. А в первоочередном порядке ввести страховые платежи за работающих мигрантов, причем на уровне, который сделает невыгодным привлечение неквалифицированных низкооплачиваемых работников.
Tags: Бизнес, МОИ ВЫСТУПЛЕНИЯ, Мигранты, Правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments