Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

И опять - «битье по хвостам»

Итак, на «карте» межэтнических конфликтов, возникших на почве запущенных миграционных проблем, появилось еще одно наименование. В один ряд с Кондопогой, Манежкой, Пугачевым, Бирюлево встал теперь еще и Арзамас, где после убийства местного 26-летнего жителя Александра Слакаева выходцем из Закавказья, произошли беспорядки. Когда знакомишься с деталями арзамасских событий, невольно возникает ощущение дежавю. Все опять произошло по знакомому сценарию. Сначала вроде бы обычный бытовой конфликт, потом драка, в которой мигрант убивает местного жителя, затем – взрыв возмущения горожан, народный сход, неспособность местных властей и правоохранителей найти адекватные ответы на острые вопросы, звучащие из уст людей. И, как следствие, выплеск негативной энергии на улицу.

Характерная деталь: до радикальных действий (битья витрин, погромов торговых точек, принадлежащих выходцам из Закавказья, и т.д) некоторые из арзамасцев дошли именно после встречи с местными властями и правоохранителями, которая была специально организована в Доме культуры. И вроде бы слова чиновники говорили правильные, и преступление было раскрыто достаточно быстро, и лица, причастные к убийству Александра Слакаева, задержаны практически по горячим следам. Но ситуацию это не разрядило и вряд ли могло разрядить. Ибо накопился слишком уж большой уровень недоверия к власть предержащим. Если главу города и начальника местной полиции не хотят слушать, прерывают свистом и криками «Позор!», то о каком их влиянии можно говорить?

Проблемы копились годами, напряжение росло изо дня в день. Как теперь выясняется, бывали и ранее в городе регулярные стычки между местными и приезжими, бывали и драки, разве что без смертельных исходов. Но шевелиться чиновники стали, только когда, образно говоря, гром уже грянул. Вот тогда вспомнили и о «миграционных патрулях», и о том, что надо проверять места проживания мигрантов, разбираться с незаконной торговлей, организованной приезжими из ближнего зарубежья, и с тем, какая форма собственности у того или иного кафе, есть ли разрешения у его сотрудников на работу и т.д. Но жители абсолютно справедливо спрашивают: ну а почему же все это не делалось раньше?

Совсем недавно, вскоре после бирюлевской трагедии, был принят Закон об ответственности региональной и муниципальной власти в сфере межнациональных отношений. Арзамасские события становятся своего рода моментом истины: заработает ли эта законодательная новация или нет? Есть опасение, что если в отношении должностных лиц, допустивших арзамасские события, не последует достаточно жестких мер, то это станет очень плохим прецедентом для чиновников из других городов и регионов. Они не должны счесть, что все это лишь имитация и не более того.

Возникает вопрос: кто должен проводить соответствующие проверки в регионах и муниципалитетах и устанавливать конкретную степень ответственности тех или иных должностных лиц, допустивших на подведомственных территориях межэтнические конфликты? Очевидно, что никак не обойтись без соответствующей системы федерального контроля. И это в который раз подтверждает, что в России крайне необходимо создавать федеральный орган власти, отвечающий за весь спектр межнациональных отношений. Подчеркну: нам нужно не просто новое бюрократическое образование, а живой, действенный, системный госрегулятор, который бы в первую очередь занялся повседневным мониторингом национальных отношений и профилактикой межэтнических конфликтов.

Арзамасские события в очередной раз подтверждают тезис об опасности существования этнических анклавов. Когда значительное число приезжих селятся компактно и образуют тесно сплоченные этнические сообщества, они зачастую быстро подминают под себя целые сегменты местного бизнеса, начинают вести себя как хозяева, диктовать свои правила, игнорируя и российские законы, и местные обычаи. Такие анклавы во многих местах сложились уже давным-давно, повязав при этом тесными коррупционными связями местные власти. По своей сути это настоящие «мины замедленного действия». Во-первых, нам надо досконально разобраться, так сказать, с географией этнических анклавов, выявить их все до последнего. А во-вторых, начать планамерную работу по «разминированию» потенциальных источников межнациональных конфликтов, не ожидая новых убийств или иных инцидентов, приводяшим к взрывам народного недовольства.

Пока же череда межнациональных конфликтов, увы, продолжается. Сегодня взорвалась ситуация в Арзамасе, где взорвется она в следующий раз? Никто толком не знает, потому что нет должной системы мониторинга, анализа, прогнозирования. Если уроки и извлекаются, то весьма специфическим образом. Чиновники поняли, что, когда происходит некий межэтнический конфликт, первым делом надо пытаться представить его банальной «бытовухой». Ну а если не получается, следует слегка поактивничать, бодро рапортуя наверх о том, что ситуация взята «под контроль». Но такая профанация, такое «битье по хвостам» не решает острых проблем, связанных с межэтнической напряженностью, а только загоняет их вглубь, делая еще более опасными. И за это вообще-то тоже следовало бы спрашивать по всей строгости.
Tags: Мигранты, Общество, РЕГИОНЫ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments