Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

С налоговой преступностью либеральничать нельзя

Одной из зияющих прорех, из-за которых российская казна теряет огромные средства, является крайне низкая эффективность борьбы с налоговыми преступлениями. То, что происходит ныне в этой сфере, вызывает серьезнейшую озабоченность. В сравнении с началом 2000-х годов количество расследуемых налоговых преступлений сократилось почти в 30 раз. В ряде регионов уголовные дела по налоговым статьям (ст. 198 и 199 УК РФ) возбуждать практически перестали. Красноречивые данные привел недавно на одной из встреч Президент России В.В. Путин. Ссылаясь на статистику по Москве, он отметил, что по решениям судов нарушители налогового законодательства должны были возместить 1 миллиард рублей, а возместили лишь 4 миллиона. То есть мизерную долю! Из всех налоговых дел, которые были рассмотрены, лишь три человека осуждены, причем только один получил реальный срок, остальные – условные.

Налоговые преступники наглеют, а механизмы ответственности не работают. Эта проблема была усугублена в 2011 году, когда под благим девизом «хватит кошмарить бизнес» ввели особый порядок возбуждения уголовных дел по налоговым статьям. Центр принятия решений по ним резко сместили в сторону налоговой службы. Но, увы, – схема оказалась ущербной. Налоговики – не правоохранители. У них другие подходы, методы работы, другая психология. В результате мы получили то, что получили.

Недавно в Думу был внесен законопроект, согласно которому Следственному комитету РФ возвращается право возбуждать уголовные дела на основе оперативных данных МВД. При этом позиция и материалы налоговой службы, разумеется, должны обязательно учитываться. Иными словами, речь идет о поиске более точного баланса, об оптимальной расстановке акцентов. Чтобы налоговики делали свое дело, правоохранители – свое, а борьба с налоговой преступностью стала более эффективной.

Но какой же гвалт поднят по этому поводу некоторыми нашими либеральными деятелями! «Силовики будут душить бизнес!», «Инвесторы побегут из России!», – громких «страшилок» такого рода прозвучало в последнее время предостаточно. Олигарх М. Прохоров даже объявил о сборе подписей против предлагаемых корректировок законодательства.

То, что взволнованы те, у кого бизнес строится с использованием офшорных схем, не удивляет. Удивляет другое: как же лихо подменяются понятия! Вроде бы радеют за «свободу предпринимательства». Но ведь на самом деле ситуация, когда кому-то удается безнаказанно использовать хитроумные схемы уклонения от налогов, истинную свободу предпринимательства наоборот подрывает. Потому что это больно бьет по всем, кто стремится вести свой бизнес честно. Условия конкуренции между теми, кто платит налоги, и теми, кто не платит, получаются заведомо неравными.

Налоговые преступления во всем мире считаются одним из наиболее общественно опасных деяний. Они влекут за собой рост сектора теневой экономики, и, как следствие, – рост организованной преступности. На этой почве зачастую произрастают терроризм, торговля наркотиками, нелегальный игорный бизнес и т.д. В разных странах вырабатывают свои формы и методы противодействия этому злу. В Италии, к примеру, успешно действует Финансовая гвардия. В США в свое время Департамент налоговых расследований «достал» через налоги самого кровавого мафиози Аль Капоне, с которым даже ФБР ничего не могло поделать. Можно вспомнить, что и у нас, в России, был опыт существования налоговой полиции, а до этого – Главного управления налоговых расследований при тогдашней Госналогслужбе РФ.

Тот опыт был, конечно, неоднозначным. Никто и не предлагает возвращаться к прежним практикам или бездумно копировать какие-то иностранные образцы. Но бесспорно то, что и свой, и зарубежный опыт надо вдумчиво анализировать и на этой основе искать варианты, адекватные нынешним реалиям. Нужно стремиться разработать такую модель, при которой и Следственный комитет, и органы МВД, и ФНС действительно работали бы в самой тесной связке. Необходимо найти способы органичного сочетания правоохранительной жесткости к налоговым преступникам с профессиональным пониманием всех сложных нюансов налоговых взаимоотношений.

Лозунг про то, что бизнес не надо «кошмарить», отбрасывать в сторону, конечно, не стоит. По сути-то он верен и актуален. Недопустимо, чтобы из-за каких-то случайных бухгалтерских ошибок разрушалось чье-то дело, чтобы текущие проблемы с налоговой отчетностью становились поводом для необоснованного давления на предпринимателей. В то же время, когда речь идет о злостном нарушении налоговых законов, принцип неотвратимости наказания должен действовать четко, оперативно и безо всяких препон. Способность государства наводить должный порядок в сфере уплаты налогов – это один из факторов его состоятельности. Никто не спорит с тем, что нам надо совершенствовать нашу налоговую систему, и всячески стремиться к ее разумной либерализации, создавая более благоприятные условия для развития предпринимательства. Но либерализация налоговой системы и либеральничанье с теми, кто преступает закон, – это совершенно разные вещи. Их не следует путать.
Tags: Бизнес, Власть, Государственная Дума, Законы, Налоги, Политика, Правительство, Реформы, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments