Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Поездка в Лаос (10-13 января), часть 2

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Начало (часть 1) >>>


А, кстати, всегда в дороге нас сопровождал эскорт мотоциклистов, вот одного из них я заснял из окна машины.


На центральной площади мы осмотрели Триумфальную арку, идея которой, конечно, же "слизана" с парижской Триумфальной арки, но в отличие от парижской, вьентьянская имеет четыре входа. Башенки наверху – это стилизованные боевые башни, которые устанавливались на спине слона. И сама Триумфальная арка и по цвету, и даже немножко по формам сделана явно исходя из этих аллегорий, что это как бы огромный-огромный слон.

Триумфальная арка (лаосское название Патусай), возведенная в ознаменование достижения Лаосом независимости, в настоящее время является одним из символов Вьентьяна. Она расположена на главном проспекте столицы – Лансанг. По этому проспекту проходила древняя дорога длиной в 3 км, соединяющая Королевский дворец (ныне Дворец Президента) и национальную святыню – буддистскую ступу Тхат Луанг. Арка стоит ровно посередине этой дороги, в 1,5 км от Тхат Луанга и Дворца.

Впервые решение о строительстве данного памятника было принято правительством Лаоса в 1957 г. Строительство шло с 1957 по 1960 г., однако затем, в связи со сложной внутриполитической и экономической ситуацией, строительство было приостановлено и возобновлено в 1966-1967 гг. Достроена Арка была в 1969 году. На строительство пошло около 6 тыс. тонн цемента. Ее архитектором является Тхам Сайняситсена.

Арка украшена фигурами и растительными орнаментами, взятыми из декора известных лаосских храмов. Так, прицветник лотоса, обрамляющий колонны Арки является орнаментом Тхат Луанга. Внутри Арки проходит лестница, по который можно подняться наверх и осмотреть Вьентьян с высоты птичьего полета.  
22 ноября 2008 г. во Вьентьяне рядом с Триумфальной аркой был торжественно установлен Гонг Мира. 

Он вручен Лаосу от имени Индонезийского комитета всеобщего мира за вклад правительства и народа ЛНДР в поддержание прочного мира, безопасности и справедливости в регионе Юго-Восточной Азии и в целом на земном шаре, за достижения в социально-экономическом и культурном развитии страны.

В ходе торжественной церемонии Гонг весом в 150 кг был передан президентом Индонезийского комитета всеобщего мира Джуйото Сунтани вице-президенту ЛНДР Б.Ворачиту.  Лаос стал четвёртым государством, получившим такой Гонг от Индонезии. Ранее аналогичные Гонги Мира были переданы Китаю, Индии и Мозамбику.

Затем был официальный завтрак от имени Председателя Национального Собрания Лаоса. Еда была, как в таких случаях говорят, специфическая – очень острая, но наши гостеприимные хозяева "угостили" нас замечательным концертом. Играли народные инструменты, очень красивая, мелодичная музыка. Я попросил, чтобы каждый из музыкантов просолировал на своём инструменте, чтобы услышать звук каждого из них. Также перед нами были исполнены красивые национальные танцы. На одной из фотографий одну из танцовщиц я специально увеличил, получилось не очень чётко, зато хорошо видны специальные колпачки, удлиняющие пальцы девушки.

Здесь, уважаемые читатели блога, я должен сказать, что впервые попробовал свой фотоаппарат в режиме "видео" и с удовольствием размещаю вместе с фотографиями и видеосюжеты. Это фрагменты того самого концерта во время официального завтрака, а также красивые танцы, которые были показаны во время официального открытия 17-ой сессии АТПФ.



ВИДЕО :


После официального завтрака у нас опять была культурная программа и мы поехали в парк Будды. Парк буддистской скульптуры (лаосское название - Храм Сиенгкван) расположен на берегу Меконга в 24 км от центра города. Основан в 1968 г. (2511 г. по буддистскому летоисчислению) на территории старого храма уважаемым монахом - Учителем Бунлыа Сулилатом. В настоящее время Парк является известным туристическим объектом Вьентьяна, а также любимым местом отдыха жителей столицы. Здесь, на небольшой территории, находятся выполненные из бетона скульптуры, в которых воплощены персонажи буддистского и индуистского эпоса, удивляющие взгляд европейских туристов своей вычурностью. В парке широко представлены сценки из буддистских джатак (историй перерождений Будды). Изначально они были украшены узорами из кусочков керамики и стекла, ярко раскрашены. Однако в связи с тем, что парк никогда не реставрировался, они приобрели "древний" вид.

Учитель Бунлыа Сулилат (1932-1996 гг.) был не только уважаемым буддистским монахом, он также считался йогом и шаманом. Учился во Вьетнаме. Исповедовал смешанную философию буддизма и индуизма. В связи с этим у него возникла идея создания некого особого комплекса, сочетающего в себе функции храма и музея.

После победы в Лаосе революционно-патриотических сил и образования ЛНДР в 1975 г. Учитель Бунлыа переехал в Таиланд, где в городке Нонгкхай (как раз напротив Парка буддистской скульптуры – через реку Меконг) в 1978 г. создал аналогичный комплекс. Ныне его забальзамированное тело находится в этом комплексе.

Вот панорама этого парка, сделанная с высоты так называемого дерева жизни.


Кроме интересных скульптур, не мог не заснять представителя будущего Лаоса.

Дальше идут фотографии самых разных персонажей этого парка, включая трёхглавого слона "Эравана".

и Ганеша,

и обезьяны со слоном,

и Брахмы,

и крокодила,

и раху.

Ганеша - индуистское божество мудрости и процветания. Считается также покровителем путешественников, разведчиков и авантюристических натур. Изображается чаще всего сидящим. Имеет тело многорукого человека с головой слона с изогнутым хоботом. По преданиям Ганеша был сыном Шивы и простой женщины. Обладал очень смелым и авантюристическим характером. Однажды в гневе бог-отец обезглавил его, но мать так умоляла оживить сына, что Шива смягчился. Однако человеческой головы у него не было, и он приставил сыну голову слона.

Обезьяна - в буддизме образ обезьяны имеет двойственный характер. С одной стороны, он имеет негативный оттенок, как символ мирской суеты, обмана и иллюзий. Вместе с тем в ряде легенд рассказывается об обезьянах, ставших последователями Будды. Наиболее часто упоминается обезьяна, подносящая медовые соты Просветлённому во время его отшельничества в лесу Парилейяка. Вместе с обезьяной изображается слон, подносящий Будде сосуд с водой. Как говорит легенда, за свое благочестие обезьяна после смерти возродилась на небесах в виде божества.

В средневековом индуистском эпосе "Рамаяна" одним из главных героев является Хануман - божественная могучая белая обезьяна. Хануман стал полководцем войска Рамы, его незаменимым помощником в битвах с демоном Раваной. Чаще всего Хануман изображается сражающимся с демоном. Такая скульптурная группа есть в храмовом комплексе Симыанг.

Брахма - один из главных индуистских богов. Изображается с четырьмя ликами, устремлёнными в разные стороны света.

Лев – фантастический лев "чинтэ" несёт охранительную функцию. Его ставят перед буддистскими сооружениями для охраны. Крокодил – в мифах соотносится с подземным миром и водной стихией.

Крокодил считается одним из прототипов мифических нагов. У буддистов Индокитая распространено поверье о благочестивом крокодиле, ставшим последователем учения Будды. По известной легенде, он погиб от жары в пути, спеша поклониться Учителю. В Индокитае наделяется также охранительной функцией.
Раху - демоническое существо с выпученными глазами, толстым носом, оскалённой пастью и клыками. По классической индийской версии демон Раху на пиру богов пытался обманом выпить напиток бессмертия. Но был уличен богами Солнца и Луны, а затем обезглавлен Вишну. Однако он уже успел выпить глоток, поэтому его голова стала бессмертной. С тех пор он периодически преследует на небе солнце и луну, заглатывая их, отчего происходят затмения, которые прекращаются после очередного спасительного вмешательства Вишну.

                     *                    *                   *                                  
По парку гуляли послушники-монахи. Кстати, интересная ситуация с этими монахами. Дело в том, что на территории Лаоса огромное количество храмов. Во Вьентьяне практически каждое пятое здание по любой улице – это храм. Буддистские монахи, в отличие от наших, православных, не работают вообще – они только молятся. Пропитание добывают себе очень просто – каждое утро монахи отправляются по окрестным домам и собирают милостыню. Что наберут, тем и питаются. Похоже, в этой стране есть большая проблема, потому что огромное число дееспособных мужчин идут в монахи, соответственно, они выводятся из социальной жизни, из экономики страны. Вот на этом фото как раз видны послушники.

На этих фотографиях




самые разные персонажи, про которых, к сожалению, или я не спрашивал, или что-то мне Людмила Михайловна рассказывала, но я уже не запомнил.

А вот на этой фотографии, честно говоря, не знаю, кто изображён, но, когда я увидел, почему-то он мне напомнил Железного Дровосека из сказки Волкова "Волшебник Изумрудного города", в такой же позе изображённого в книжке, которую я когда-то в детстве читал.

На следующем фото интересен не столько бетонный персонаж, который на переднем плане, сколько дальний берег реки. (Река эта, кстати, Меконг). Дело в том, что по Меконгу проходит граница между Лаосом и Таиландом. То, что мы видим за рекой, это – уже берег Таиланда.

Затем мы поехали в храм Симыанг.
В нём находится одна из самых больших в Лаосе коллекция бронзовых Будд. 


Храм Симыанг, расположенный в центральной части города, относится к числу наиболее древних и почитаемых лаосцами храмов Вьентьяна. Его название трактуется по-разному. В соответствии с одной из трактовок оно означает "священный городской монастырь". Однако многие считают, что название связано с месторасположением храма: он находится на границе четырёх районов столицы - мыангов.

По преданию место для него было выбрано группой мудрецов в 1563 г., когда король Сеттхатхират перенёс во Вьентьян столицу лаосского средневекового государства Лансанг. На месте будущего храма была установлена каменная стела (возможно древнего кхмерского происхождения). Стела находится в алтарной части храма и в настоящее время и считается прибежищем Духа-хранителя Вьентьяна. Как и многие храмы столицы, Симыанг был разрушен во время сиамского вторжения в 1828 г. и восстановлен лишь в 1915 г. во время французского правления.

Характер построек храма отличается от классических форм лаосской буддистской архитектуры. В нём присутствуют элементы индуизма.

Характерным признаком Будды, как вы уже прочитали, должен быть нос как у попугая. Специально сделал фотографию одного изображения Будды в анфас и профиль. 

Вход в этот храм, как положено, охраняет нага.

Внутри находятся два изображения Будды. У одного из них я попросил, чтобы меня сфотографировали. 

Также на веранде увидел бронзовую скульптуру собаки.

Собака – фантастическое львиноподобное существо – охраняет храмы. Считается собакой Будды. В частности, стоят у входов в храм Симыанг.

В Лаосе, в одной из провинций, есть знаменитая долина кувшинов. Там огромные кувшины, иногда сделанные целиком из камня, иногда сделанные из отдельных камней сцементированных, предназначение их до сих пор не очень понятно, считается, что внутри находится реликварная камера с вмурованной в неё святыней, которая является объектом особого поклонения.. Кто-то считает, что это вместилище праха кремированных (в Лаосе, по буддистской традиции, только кремация). Один из этих кувшинов из этой долины был во дворе этого храма. 

Людмила Михайловна обратила наше внимание на интересную скульптуру, которую мы увидели в саду этого храма. Дело в том, что во время колониального господства Франции был поставлен памятник, наверное, какому-нибудь французскому типа генерал-губернатору, не помню, как его звали, это была огромная бронзовая статуя, вокруг которой были размещены фигуры лаосцев в национальных одеждах, которые как бы радостно подносили дары своей плодородной земли вот этому французскому господину. Когда Лаос стал независимым и демократическим, саму скульптуру французского наместника отдали во французское посольство, а скульптурную композицию, якобы, гостеприимных и благодарных лаосцев разместили в разных местах города. Вот один из фрагментов той сохранившейся композиции.


На утро 12-го января во дворце "Дон Тян" после визита вежливости Председателю Национального Собрания началась церемония открытия 17-ой ежегодной сессии АТПФ.
Как я уже говорил, сделал не только фотографии,





но и видео:  

Учитывая, что у меня, кроме участия в АТПФ, был официальный визит в Лаос (а, кстати, похоже, мой визит был первый визит высокопоставленного представителя России за последние 40 лет), мы поехали в Канцелярию премьер-министра Лаоса, где провёл переговоры с премьер-министром.
По возвращению во дворец "Дон Тян", принял участие в первом пленарном заседании, выступил с большим докладом, провёл четыре двусторонние встречи с председателями парламентов Австралии, Южной Кореи, Камбоджи и Малайзии.

Затем мы поехали во дворец Президента, где я провёл переговоры с Президентом Лаоса Тюммали Сайнясоном.

После переговоров вернулся во дворец "Дон Тян", где участвовал во второй части пленарного заседания форума.
Потом вместе со всеми главами делегации вновь нанёс визит вежливости Президенту.

Вечером был официальный приём в честь членов делегаций – участников ежегодной сессии АТПФ.

13-го января с утра участвовал в работе 17-ой сессии АТПФ .

Затем мы поехали в музей Вооружённых Сил Лаосской Народно-Демократической Республики. Открывался музей бюстом Кейсона Фомвихана (1920-1992) – бывшего лидера Народно-революционной партии Лаоса. 

Если вы обратите внимание, за бюстом находятся знамёна: слева – национальный флаг Лаоса, а справа – партийный флаг лаосской Народно-революционной партии. Хорошо знакомый символ, не правда ли? Кстати, во всём городе и дальше на фотографиях очень часто будут видны национальный флаг и рядом партийный. Должен сказать, что, кроме флагов, особой наглядной партийной агитации в городе я не заметил.

Экскурсию проводила женщина-майор лаосской национальной армии. Кода мы дошли до экспозиции борьбы лаосского народа с американскими империалистами, у сбитого лаосской армией беспилотного летательного аппарата я попросил нашего экскурсовода сфотографироваться. Как вы уже догадались, в целом лаосцы не очень большого роста.

В одной из витрин я снял образцы высших наград Лаосской Народно-Демократической Республики, которыми награждались военные. 

А на другой фотографии полотно, где изображено примерно средневековье – борьба лаосцев с сиамцами. (Сиам – так раньше называли Таиланд). 


Уже по дороге в аэропорт, мы заехали ещё в два храма – Сисакет и Хо Пракео. В храм Хо Пракео мы заходить не стали, потому что там нужно было снимать ботинки. Честно говоря, ноги и так уже "гудели", не очень хотелось это делать. Но вот я сделал фотографию у входа. 

В храме Хо Пракео установлено огромное количество скульптур Будды и в многочисленных нишках то же стоят по две скульптурки Будды.


А вот как выглядит сам внутренний дворик.

А это вход в храм. 

Затем мы перешли дорогу и оказались в храме Сисакет, где я тоже сделал фотографию внутри храма. 

И самые разные интересные скульптурные композиции во дворе. 


А на этих фотографиях как бы небольшие пагодки (тхаты) – это ничто иное как захоронения праха умерших.

Очень часто в монастырях можно увидеть скульптуру Будды, которая сидит как бы на кольцах змеи, а его, как капюшоном, укрывает иногда семиголовая, а иногда девятиголовая кобра (нага). 

Есть такая легенда, что однажды Будда медитировал и вдруг пошёл ливень и начался потоп, и тогда какая-то волшебная змея в виде кобры подплыла и посадила Будду на кольца из себя, а своим капюшоном накрыла его от дождя, чтобы Будда мог продолжать медитировать.

В первый день пребывания в Лаосе мы заходили в какой-то монастырь, название его не запомнил. Вот фотографии из этого монастыря. 


В этом же монастыре мы увидели довольно типичную постройку – здание с одной стеной, где всю остальную часть занимает как бы терраса. Как нам рассказали, любой мужчина (любой национальности, любого вероисповедования) может придти в любой монастырь, ему дадут циновку, на которой он сможет спать на этой веранде. Его будут кормить столько, сколько он будет находиться в этом монастыре, ничего не спрашивая, ничего за это не требуя. 


                  *                    *                    *

А это то, что называется "Городские зарисовки". Когда я ездил на Филиппины, мне очень понравились в Маниле так называемые джипни – машины, которые заменяют филиппинцам наши маршрутки. А во Вьентьяне, так как страна победнее (одна из самых бедных стран мира), вместо джипни вот такие трёхколёсные мопеды-мотороллеры, приспособленные для перевозки пассажиров. 



Как я уже говорил, очень часто можно было увидеть партийные знамёна.

На следующей фотографии бронзовый памятник королю Сисавангу Вонгу (1904-1959 гг.), даровавшему Лаосу конституцию. Король облачён в придворный костюм, в одной руке он держит конституцию в форме традиционных лаосских книг на пальмовых листьях - байланов, жест другой руки означает примирение нации. Памятник создан советским скульптором М.Бердзенишвили и отлит на Ленинградском металлическом заводе в 1973 г. 

Чувствуется, что этот король явно был повыше ростом, да и комплекцией, прямо скажем, по-настоящему королевской.
А вот те самые монастырские послушники, наверное, идут за подаянием.

Напоследок две фотографии на сельскохозяйственную тему. Когда мы ехали в парк Будды, я увидел справа рядом с дорогой рисовые поля, сделал фотографию, получилось нечётко, но общее представление, наверное, можно получить.

А это на улице, прямо на тротуаре лежат кокосовые орехи. Честно говоря, думал, что они несколько поменьше. Диаметр каждого из них сантиметров 30-35.


В два часа дня местного времени 13-го января мы вылетели из Вьентьяна и взяли курс на Токио. Через окно иллюминатора сделал два прощальных снимка гостеприимного Лаоса.

Tags: Визиты, ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ, Фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments