Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Categories:

Поездка в Лаос (10-13 января), часть 1

Дорогие друзья!
С 10 по 16 января у меня были две интересные рабочие поездки – в Лаос и Японию.
В Лаосе 12-го января открывалась 17-я ежегодная сессия  Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума (АТПФ) и вот на неё во главе делегации Федерального Собрания (члены Совета Федерации и депутаты Госдумы) я вылетел рано утром 10-го января (суббота).
Как я уже писал, всего в эту организацию, созданную в 1993 году, входит около 30 государств.
Программа была насыщенной. Одними из главных в повестке дня 17-й сессии стали вопросы преодоления последствий мирового финансового кризиса. Об итогах работы было много публикаций СМИ, ряд материалов размещен на моём персональном сайте и сайте Совета Федерации.
На блоге хотел бы поделиться с Вами впечатлениями от этой интересной и самобытной страны.


                      *                     *                    *

Лаос расположен на Индокитайском полуострове в Юго-Восточной Азии. Граничит с Китаем, Мьянмой, Таиландом, Камбоджой и Вьетнамом. Выхода к морю не имеет. Территория – 236,8 тыс. кв. км.  Климат – субэкваториальный, муссонный. Различаются два сезона: влажный (с июня по октябрь) и сухой (с ноября по май).
Население – 5,8 млн. человек, очень пёстрое по этническому составу (официально проживает 49 народностей). Прирост населения – 2,4%, плотность – около 24 чел. на 1 кв. км. 

                Г ЕРБ                                                               ФЛАГ                                                         КАРТА                          


Административно страна разделена на 16 провинций и город центрального подчинения – столицу Вьентьян. Наиболее крупные провинциальные центры: Саваннакхет, Луангпрабанг, Паксе.
Государственный язык – лаосский. Основная религия – буддизм Тхеравады.

Денежная единица – кип. Официальный курс на 1 мая 2008 г. – примерно 8700 кипов за 1 долл. США.

Национальный праздник – 2 декабря – День провозглашения Лаосской Народно-Демократической Республики (1975 г.). Среди других важных национальных праздников – лаосский Новый год по лунному календарю (середина апреля), государственно-религиозный праздник "Тхат Луанг" (конец октября - начало ноября).

В госсекторе действует пятидневная рабочая неделя.

Древнее название страны Лан Ксанг (страна миллиона слонов).
Этнонимическое название страны Лаос возникло только в 1945 г., а до этого единого государства c таким названием не существовало. Наиболее развитым центральным лаосским государством являлось Королевство Луангпрабанг. Другими лаосскими государствами на территории, ныне образующей страну, были Королевство Чампассак и Вьентьянское генерал-губернаторство французского Индокитая, столица которого размещалась во вьетнамском городе Сайгон.

Впервые единое самостоятельное государство со столицей во Вьенгчане (Вьентьяне) было провозглашено в 1354 г. королём Фа Нгумом. В то время территория его державы включала в себя, кроме нынешней территории Лаоса, весь современный Вьетнам, территории современной Камбоджи, большую часть Таиланда. Однако уже вскоре оно распалось на три самостоятельных королевства. В XVIII веке большая часть лаосских территорий была аннексирована Сиамом. Правда, королевства Луангпрабанг и Чампассак сумели сохранить свою относительную государственную целостность, хотя и являлись сателлитами Сиама и позднее Франции. С 1893 по 1907 гг. большая часть территории страны оказалась в колониальной зависимости от Франции и вошла в состав так называемого Французского Индокитая. Большинство территорий нынешнего Лаоса в этот период было лишено атрибутов государственности. Современный Лаос как единое государство возник 19 июля 1949 г. в результате объединения движением Лао Иссара трёх лаосских государств – Вьентьян, Луангпрабанг и Чампассак и провозглашения королём Сисавангвонгом независимости от Франции. Однако новому единому лаосскому королевству не суждена была долгая история стабильного поступательного развития.

В результате войны между Вьетнамом и США (при самом активном участии СССР) и нового раскола страны Лаос оказался невольно втянутым в военное противостояние и все попытки короля Саванг Ваттханы сохранить статус нейтралитета, оказались безуспешными. Вьетнамские войска вошли на территорию Лаоса и оттуда вели партизанскую войну с США. По территории страны проходила и часть так называемой "тропы Хо Ши Мина", обеспечивающей материальное снабжение боевых действий против Южного Вьетнама. В ходе так называемой "грязной войны" 1964 – 1973 гг. авиация США сбрасывала на некоторые территории страны (Ксенг Хуанг, Сам Ныа, Понг Салай) сотни тонн дефолиантов с целью последующего уничтожения коммунистических партизан. Однако США потерпели поражение и были вынуждены в 1973 г. вывести свои войска из Индокитая.

Итогом последующего государственного переворота 1975 г., организованного коммунистическим движением Патэт Лао при военной поддержке Советского Союза и социалистического Вьетнама, была ликвидация лаосской монархии и провозглашение социалистической республики. Первым президентом стал двоюродный брат последнего короля Саванг Ваттханы – известный как "красный принц" Суфанувонг. Становление нового режима не обошлось, как часто происходит в таких случаях, без репрессий, концлагерей, интернирования, углубления нищеты. Несколько позднее напомнили о себе внутрипартийные распри, борьба за власть, устранение от власти "отцов революции" и т.д.

1-2 декабря 1975 г. во Вьентьяне состоялся Национальный конгресс народных представителей, который упразднил монархический строй, провозгласил Лаосскую Народно-Демократическую Республику, создал Верховное народное собрание (с декабря 1992 г. – Национальное собрание) и Правительство ЛНДР.
С декабря 1975 г. – Лаосская Народно-Демократическая Республика. Действует конституция (1991 г.) в редакции 2003 г.

Правящая и единственная политическая партия – Народно-революционная партия Лаоса (свыше 130 тыс. членов), создана 22 марта 1955 г. По конституции НРПЛ является "ведущей силой политической системы". На 8 съезде НРПЛ (март 2006 г.) Генеральным секретарём ЦК НРПЛ (до 8 съезда НРПЛ – Председатель ЦК НРПЛ) избран Тюммали Сайнясон.

Антиправительственная деятельность настроенных против нынешнего режима и поддерживаемых извне нацменьшинств – хмонгов – взята властями под контроль и не оказывает заметного влияния на обстановку в Лаосе.

Лаос относится к числу наименее развитых стран мира. За чертой бедности проживает около 1/3 его населения. По официальным данным, в 2007 г. среднедушевой доход составил 678 долл. США.

Подавляющее большинство населения страны – сельские жители. В высокогорных труднодоступных районах - множество мелких деревень и селений, где быт и инфраструктура жизни местных племён близка к полупервобытному состоянию. Население страны в основном занято выращиванием риса и овощей на небольших делянках по склонам гор, сбором дикорастущих бананов, разведением коз. По сути, хозяйственная деятельность направлена на элементарное выживание.

Главные статьи экспорта – электроэнергия, лес и продукция деревообработки, швейные изделия, кофе, олово. Импортируются энергоносители, транспортные средства, стройматериалы и т.д.

Железные дороги отсутствуют. Внутри страны перевозки осуществляются в основном автомобильным и речным путём, а также воздушным парком национальной авиакомпании.

Развитой транспортной сети в Лаосе не существует. Подавляющая часть дорог (85%) – грунтовые и не относятся к разряду всесезонных.
В периоды дождей их размывает, и перемещение по ним становится невозможным. Единственное шоссе №13 соединяет высокогорные районы севера страны со столицей. Но и этот горный серпантин не отличается высоким качеством и уровнем безопасности как, впрочем, и сами автотранспортные средства государственных предприятий для пассажирских перевозок. Во многих горных селениях отсутствует электрификация, не говоря уже о других элементарных благах цивилизации.

Повсюду в Лаосе на зданиях государственных учреждений можно встретить два флага – государственный флаг Лаоса и флаг правящей партии, представляющей собой знакомый всем россиянам символ из нашего собственного недавнего прошлого. Однако приметой времени становится соседство этого алого стяга с серпом и молотом с частными барами и кафе, представительствами иностранных компаний и банков, пунктами обмена валюты и даже с портретами и памятниками представителей свергнутой в 1975 г. монархии. Последнее обстоятельство вызвано тем, что основное внешнее отличие компартии Лаоса от, скажем, КПСС состоит в отношении к религии: против буддизма лаосские коммунисты никогда не боролись. Лаосцы очень религиозны, а монархи в Лаосе, Таиланде, Камбодже, одним словом во всех странах буддизма Тхеравады, являются символами и носителями веры, её верховными представителями и полубогами. Собственно это и обусловило постепенный поворот в идеологической платформе партии к отдельным традиционным для страны моментам, даже внешне выразилось в смене герба страны. До 1991 г. он, как и партийная символика, также включал в себя серп и молот и сильно напоминал герб какой-нибудь союзной республики бывшего СССР.
Но в 1991 г. рядом с изображёнными под красной звездой серпом и молотом, гидроэлектростанцией в гербе было помещено изображение главной буддистской святыни Лаоса – чеди (великая священная ступа монастыря с аналогичным названием) Тат Луанг, ставшей национальным символом, а звезда и серп с молотом из герба исчезли.

Поток туристов в Лаосе весьма оживлённый. Но информацию о своей стране, особенно о внутренней жизни и недавней политической истории, здесь не спешат раскрывать приезжим. Гораздо охотнее вам покажут туристические маршруты, пригласят на всякие развлечения. Открыто здесь только то, что хотят открыть. Даже в столичном Национальном историческом музее Лаоса во Вьентьяне экспозиция практически ограничена материалами о войне сначала против французов, а затем – борьбе партии за социализм и за рис. Повсюду на стенах можно увидеть главным образом портреты К.Маркса, В.И.Ленина, Л.И.Брежнева, лаосских революционных вождей, включая те фотографии боевых сцен, на которых лаосцы уничтожают друг друга из советского и американского оружия.
После знакомства с экспозицией многим посетителям музея трудно избавиться от впечатления, что история страны ничего больше и не содержит, кроме кровавой бойни гражданской войны. Остаётся открытым вопрос: а где же остальные шесть с лишним веков страны с богатейшей историей и культурой? Их как будто и не было никогда.
Только музей в Луангпрабанге, население которого до сих пор ревниво считает свой город столицей, и который является центром буддистской религиозной жизни в стране, хоть как-то позволяет составить представление о некоторых исторических вехах Лаоса, относящихся к его древней и средневековой истории и культуре. Там же выставлены в экспозиции парадные портреты последнего короля Саванг Ваттханы и кронпринца Вонг Саванга, выполненные с натуры в 1967 г. Ильёй Глазуновым и долгое время "хранившиеся" в подвалах музея.

Образование в стране формально всеобщее. Однако дети школьного возраста высокогорных племён никогда не посещали школу. Их родители в основной массе неграмотны. До сир пор существует пионерская организация ленинского типа, и городские дети посещают школы с обязательным пионерским галстуком на шее.

Студенты университета почти все уже на первом курсе вступают в ряды компартии, т.к. беспартийным образование вряд ли потом понадобится. Система здравоохранения элементарная, зато полностью бесплатная для всех граждан страны.

Средства электронных коммуникаций в стране развиты пока слабо. Телефонизация охватывает не больше 4% городского населения. Интернет в основном низкоскоростной. Телевидение представлено единственным в стране телеканалом, вещающим на основе собственного материала только около 40% эфирного времени. В остальное время демонстрируются в основном зарубежные художественные фильмы. Киностудия в стране тоже пока только одна и национальный кинематограф как таковой пока практически отсутствует. 
                    
*                     *                    *

Летели бортом Ил-96 девять с половиной часов без посадки. У экипажа я попросил принести примерный маршрут. И вот где-то в районе границы Казахстана и Китая за иллюминатором показались заснеженные цепи гор. Я сделал несколько снимков из иллюминатора. По моим знаниям географии, это, наверное, что-то вроде западных отрогов Тянь-Шаня.

Не отказал себе в удовольствии пару часов спустя заснять закат.

Примерно в десять часов вечера местного времени (а разница с Москвой плюс четыре часа) прибыли в столицу Лаоса город Вьентьян, в международный аэропорт "Ваттай".  Вьентьян расположен вдоль левого берега р. Меконг в непосредственной близости от границы с Таиландом.
Население – свыше 700 тыс. человек. В настоящее время ведётся активная подготовка к празднованию 450-летия Вьентьяна в качестве столицы Лаоса (2010 г.).

В столичном округе имеются международный аэропорт “Ваттай”, 6 музеев, цирк, концертные залы. Во Вьентьяне насчитывается более сотни буддийских храмов, несколько христианских церквей и три мечети.

Температура воздуха была примерно плюс 20 градусов. В аэропорту меня встречал Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в ЛНДР Владимир Юрьевич Плотников. Мы сели с ним в одну машину, по дороге в гостиницу "Лао Плаза" спросил у него, как будут по-лаосски звучать слова "здравствуйте" и "спасибо" и Владимир Юрьевич сказал, что, соответственно, – "сабайди" и "коптяй". В последующие дни пребывания в Лаосе с успехом использовал полученные мною "многочисленные" знания лаосского языка.  

В номере меня ждал приятный сюрприз – на столе стояло блюдо с фруктами, а из арбуза был вырезан замечательный цветок. По кругу, по краям этого цветка я увидел надпись на английском: "Добро пожаловать, мистер Сергей Миронов". Такой замечательный арбуз я не смог не сфотографировать, чтобы потом поделиться с читателями блога полученным впечатлением.

Утром я сделал одну единственную фотографию с балкона, потому что городок оказался с точки зрения архитектуры не очень примечательным. Красивое здание на переднем плане – это своеобразный Дом культуры, который для лаосцев построил Китай.

После завтрака в 8.50 поехали к памятнику Неизвестного солдата. Как известно, Лаос долгое время боролся против французских колонизаторов, а потом претерпел очень большие разрушения и уничтожения своих джунглей от варварских бомбардировок американской авиации во время вьетнамской войны. Возложили венок к памятнику Неизвестного солдата. Оказалось, что буквально в трёхстах метрах от этого памятника недавно построен точно такой же, потому что предыдущий очень обветшал, а около нового готовится площадь, на которой будут проходить парады.

Затем поехали в здание Национального Собрания Лаосской Народно-Демократической Республики, где я провёл переговоры с Председателем Национального Собрания Тхонгсингом Тхаммавонгом.

Количественный состав Национального собрания формируется на основании квоты – 1 депутат от 50 тысяч жителей, а также с учетом политической, военной и экономической значимости каждой провинции. Для малонаселённых провинций (с населением меньше 150 тысяч человек) установлена представительская квота в 3 депутата. Численность депутатского корпуса в соответствии с ростом населения также постепенно растёт. Так, в НС I - Ш созывов было 85 депутатов, IV созыва – 99 депутатов, V созыва – 109 депутатов, в нынешнем составе НС – 115 депутатов (в том числе 29 женщин), избранных из 175 кандидатов. Значительное число депутатов Национального собрания нынешнего созыва (примерно 30%) является выпускниками советских и российских вузов. (В советских и российских вузах получили образование около 7 тысяч лаосцев, значительная часть которых работает ныне в государственных органах управления).

Принципы формирования и деятельность лаосского парламента отражают специфику современной политической системы ЛНДР, при которой политическая власть сосредоточена в руках единственной и правящей партии марксистско-ленинского типа - Народно-революционной партии Лаоса (НРПЛ). Хотя партия внешне дистанцируется от работы парламента, Нацсобрание тесно координирует свою деятельность с ЦК НРПЛ. По сложившейся политической практике, сессии НС следуют сразу после завершения работы партийных пленумов. Хотя формально членство в НРПЛ не является обязательным условием при избрании депутатом Национального собрания, депутатский корпус традиционно практически полностью состоит из членов партии.  
Потом была пресс-конференция.

Затем – небольшая культурная программа. Мы поехали осматривать храмовый комплекс Тхат Луанг. 

                    *                     *                    *

Лаосский буддийский монастырь – лаосское название "ват". Он имеет многофункциональное назначение - на его территории часто кроме самого монастыря, находятся школа, здание для паломников, кладбище. Он обязательно включает храм (лаосское название – "сим"). По классической схеме храм размещается в центре вата и стоит на обособленной прямоугольной площадке. Он вытянут по оси, ориентированной по линии восток - запад, в конце которой находится алтарь со статуями будд. В вате обычно есть одна главная ступа, содержащая наиболее ценные реликвии. В одном углу вата находится здание библиотеки, в другом - павильон с монастырским барабаном и (или) колоколом. Вдоль стен, окружающих ват, помещаются жилые дома для монахов. Настоятель, как правило, живёт в отдельном доме. На свободных местах располагаются храмики для особо почитаемых статуй будд, а также небольшие тхаты, служащие надгробными памятниками. Урны с прахом умерших могут быть замурованы и в монастырскую стену. Специфическим типом культового здания, характерным только для Лаоса, является "хотьек". Это здание под крышей, которое имеет только одну стену, около которой находится алтарь. Здесь монахи могут молиться, принимать пищу, беседовать с мирянами.
Здесь на ночлег может остановиться любой путешественник (мужского пола) вне зависимости от национальности и вероисповедания. Здесь же до похорон стоят гробы с телами погибших на войне или в катастрофе.

Нужно сказать, что все три дня нахождения в Лаосе на всех экскурсиях нас сопровождала (являлась и переводчиком, и давала замечательные пояснения, и рассказывала о культуре и истории Лаоса) первый советник Посольства Российской Федерации в Лаосе Людмила Михайловна Кунтыш, за что ей от меня и от всей нашей делегации огромная благодарность и признательность. Я задавал во время экскурсий кучу вопросов, в том числе предполагая поделиться новыми знаниями с Вами, уважаемые друзья и посетители блога, и Людмила Михайловна подготовила фактически небольшую, я бы сказал, энциклопедическую справку по многим местам посещения, по истории Лаоса и так далее.

Сначала мы увидели за стеной монастыря ступу.

Ступа - культовый памятник, монументальная постройка без внутреннего пространства, внутри которой в небольшой камере хранятся священные реликвии. В мифологизированной истории жизни Будды говорится, что первую ступу построил на небесах бог Индра и поместил в неё волосы принца Гаутамы (будущего Будды), которые тот, совершив обряд обрезания волос, подбросил высоко в небо. По преданиям, первые сооружения такого типа были построены в Индии для захоронения останков Будды, а в III в. до н.э. при короле Ашоке прах Великого Учителя был разделен на 84000 частей и отправлен с буддийскими миссионерами в различные страны, где и было возведено такое же количество ступ. Эти памятники олицетворяли в первую очередь переход в нирвану. Впоследствии ступы в качестве погребальных сооружений строились также в честь учеников и последователей Будды, настоятелей монастырей и королей, небольшие памятники служат местом захоронения праха простых верующих.

Под навесом своеобразной ограды монастыря находятся самые разные реликвии. На этой фотографии между двумя древними каменными изваяниями фигура нанг Тхолани.

Нанг Тхолани ("нанг" означает "девушка", Тхолани - имя) – очень популярный в Лаосе образ. Существует притча, которая гласит, что когда Будда сидел и размышлял, демон Мара со своим войском стал его искушать. Тогда Будда дотронулся рукой до земли и появилась нанг Тхолани, которая стала отжимать свои длинные волосы. Потоки воды из них смыли демона Мару.
Вот ещё несколько фотографий из этого храма.

С четырёх сторон ступы стоят своеобразные алтари, где находится фигура Будды в окружении док софа.

Будда – символика буддийской скульптуры жёстко следует установленным канонам. Его черты должны иметь особые приметы, "признаки совершенства". К числу основных относятся: ушниша – выпуклость на темени, символизирующая мудрость Будды; длинные мочки ушей, указывающие на его благородное происхождение; урна – священный знак духовной силы на лбу; короткие волосы в мелких завитках, напоминающие об обряде обрезания волос, золотистый цвет кожи. Эти признаки дополняются рядом других: нос – клюв попугая; брови, подобные натянутому луку; подбородок в виде плода манго; плечи и руки, похожие на хобот слона и др.

Своеобразна лаосская трактовка ушниши, по которой его легко можно отличить от бирманских или индийских будд. У них ушниша выглядит просто как пучок волос в прическе. В скульптуре Лаоса и Таиланда развилась форма ушниши, увенчанной декоративным финиалом, напоминающим устремленный вверх язычок пламени.

Лаосская иконография Будды - одна из самых развитых в Индокитае – содержит более 50 видов поз тела и рук. Все они значимы. Наиболее распространенными позами сидящего Будды являются поза касания одной рукой земли ("касание земли"), символизирующая победу над демоном Марой и достижение просветления; со сложенными руками ладонями вверх "размышление". Часто встречаются изображения Будды осененного капюшонами семиголового нага. Среди стоящих фигур особой популярностью пользуются скульптуры Будды с опущенными вниз руками "вызывающий дождь", с обеими руками, согнутыми в локтях и обращенными ладонями наружу "усмирение ссорящихся родственников", с одной согнутой рукой – призыв к всеобщему успокоению человеческих страстей. Очень популярно изображение лежащего Будды, означающая переход в нирвану.

Док софа (букет небесных цветов) – является обязательным декоративным навершьем лаосских храмов. Эта пирамидальная по форме композиция воспроизводит мифологическую структуру буддийской вселенной. Часто состоит из маленьких ступ-тхатов и колеса-мироздания.

Рядом с этим монастырём находился ещё один храм, на фронтоне крыши которого изображён под самым козырьком трёхглавый слон "Эраван", а под ним справа налево сцены из 4-х джатак (историй) о рождении, просветлении, первой проповеди и окончании земного пути Будды.

А эта фотография сделана в другом храме, но здесь лучше видны сцены джатак.

Трёхглавый слон "Эраван" входил в государственный герб королевского Лаоса со времен средневекового государства Лансанг. Очень часто присутствует в декоре ювелирных украшений, праздничных серебряных чаш и т.д. Его изображение было знаком богатства и процветания. Иногда на спине Эравана возвышается драгоценная ваза с книгами - символ мудрости, наук и искусств.

Невдалеке от храма мы увидели дерево баньян, под которым были установлены разные скульптуры Будды.

Баньян (дерево бодхи) – дерево, под которым, по преданию, на Будду снизошло просветление. В Лаосе считается, что оно вырастает на территории храмов само. Старый баньян обязательно обносят своеобразным постаментом. Вокруг него могут размещаться фигуры Будды.

А вот ещё одна раскрашенная скульптура нанг Тхолани.

В те самые алтари, о которых я говорил, где стоят Будды, вход и лестницу к ним охраняют изображения наги – полузмеи, полудраконы.

Нага – один из самых древних и широко трактуемых образов, истоки которого уходят в материнско-родовую эпоху. В индуистско-буддийских воззрениях змеи стали ассоциироваться с нагами – фантастическими существами, обитателями подземных и водных миров. В Лаосе 15 змей-нагов считались покровителями средневекового королевства Лансанг. Изображение нага всегда наделяется обереговой, охранительной символикой. С этим связана традиция использования мотива нага в архитектурном декоре. Концы крыш буддийских храмов делаются наподобие стилизованных голов и хвостов нагов, перила лестниц - в виде изогнутых тел нагов с поднятой вверх головой.

Облик нага везде легко узнаваем по длинному изогнутому телу змеи и драконьей голове с хохолком, напоминающим то языки пламени, то побеги и острыми листьями. В лапах он обычно держит рыбу. Образ нага тесно связан с буддийской мифологией. Наги считаются почитателями учения Будды, по традиции охраняют священные тексты. Один из них - царь-нага Мучалинда- спас Просветленного во время наводнения, подняв его на кольцах своего тела и раскрыв над ним змеиные капюшоны.
Нага считается покровителем Лаоса.

А у входа в храм с трёхглавым слоном также раскрашенные наги, а по углам здания другое мифическое животное – птица-пожиратель – гаруда.

Гаруда – (санскрит – "птица-пожиратель") – мифическая птица, изображаемая с человеческим торсом, птичьей головой, крыльями и лапами. Является символом высших небесных сфер, божественным носителем одного из верховных богов — Вишну. Гаруда является постоянным антагонистом змей-нагов (именно поэтому ее именуют "пожирателем"). Вечная борьба между ними отражает древнейшие бинарные позиции: верх - низ, небо - земля и др. Гаруда с поднятыми вверх крыльями-руками на цоколях стенах храмов как бы поддерживает культовое сооружение, указывая на его сакральный характер.

Рядом с этим же храмом, где по краям стоят гаруды, по бокам стоят две скульптуры Будды. Жест правой рукой означает примирение.


Рядом с комплексом Тхат Луанг находится памятник одному из королей Лаоса.

Далее мы поехали на центральную площадь.

Продолжение следует ...
Tags: Визиты, ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ, Фотографии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments