Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Паралич души

А.П. Чехов когда-то сказал: «Равнодушие – это паралич души». Именно этот афоризм вспомнился мне, когда я узнал о том, что творят московские чиновники с уникальной школой-интернатом №1 для слепых и слабовидящих детей. Учеников и их родителей поставили перед фактом: школа переводится из ведения департамента образования столицы в ведение департамента соцзащиты. То есть, по сути, ей грозит превращение в обычный реабилитационный центр, где функция образования является отнюдь не основной. А ведь речь, между прочим, идет о школе, основанной еще 130 (!) лет назад. Школе, из стен которой вышли два академика и большая когорта докторов и кандидатов наук. Школе, выпускники которой ежегодно поступают в МГУ, МПГУ, МЭСИ и многие другие известные вузы. Школе, в которой готовят замечательных паралимпийцев. Школе, в которой начинали свой путь многие талантливые музыканты, с успехом окончившие впоследствии Гнесинское музыкальное училище и Академию им. Гнесиных.

Многие десятилетия эта школа-интернат ориентировалась именно на то, чтобы давать незрячим и слабовидящим детям качественное образование, растить их них полноценных граждан, способных добиваться больших жизненных успехов. И вот сегодня все накопленные традиции, методики и уникальные педагогические кадры могут быть разбазарены ради того, что чиновники называют «оптимизацией финансирования». Именно этим объясняется смысл передачи школы-интерната непрофильному ведомству. Я понимаю возмущение родителей, которые сегодня протестуют, выходят на митинги. Поддерживаю их справедливые требования, потому что люди защищают, в сущности, законное право своих детей на качественное образование. Они защищают будущее этих маленьких граждан России, которым и без того досталась очень и очень нелегкая судьба.

К сожалению, эта история далеко не единична. В стране сегодня возникает множество проблем с образованием детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Во многих регионах идет сокращение специализированных (коррекционных) образовательных учреждений. Где-то их просто закрывают. Где-то, как и в Москве, сбрасывают из системы образования в систему соцзащиты. Где-то устраивают различные реорганизации и слияния, главный смысл которых порой к сводится вовсе не к заботе о детях, а к высвобождению зданий и земельных участков. С горечью видим мы и то, как форму кампанейщины приобретает внедрение так называемого инклюзивного образования. Сама по себе идея «инклюзии», то есть такой формы организации учебного процесса, когда ребенок с ограниченными возможностями здоровья занимается в обычном классе с обычными детьми, – вполне прогрессивна и давно практикуется во многих странах. Но, когда наши чиновники поспешно распихивают детей-инвалидов из сокращаемых коррекционных школ по общеобразовательным школам без создания там доступной, безбарьерной среды для них, без наличия достаточного количества педагогов, имеющих специальную подготовку, без должной модификации учебного процесса, то это уже никакая не инклюзия, это просто профанация хорошей идеи.

Все эти и другие напасти сыпятся на нас, словно из ящика Пандоры, из все того же нового Закона об образовании, против которого наша фракция, СР, последовательно и принципиально выступала и выступает. Формально в нем, конечно, присутствует часть, регламентирующая вопросы получения образования детьми-инвалидами. Но начнем с того, что даже термин «коррекционное образование» не используется. И коррекционные школы в качестве отдельного типа образовательной организации отнюдь не выделены. Есть очень много благих деклараций, а фактически все отдано на откуп региональным чиновникам, которые зачастую действуют по принципу «Что хочу, то и ворочу».

Весьма лукавую позицию занимают в этом вопросе Минобрнауки и его глава Д. Ливанов. Они делают теперь хорошую мину при плохой игре, изображая, что сами, вроде бы, ни при чем, даже пеняют своим региональным коллегам: не сокращайте, мол, коррекционные школы! Но кто, спрашивается, протаскивал закон, который и создал все предпосылки для ситуации, так больно бьющей сегодня по судьбам многих детей-инвалидов?

Следует признать: в нашей стране пока не создано надежных гарантий для того, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не превращались в людей второго сорта, изгоев, отверженных. Мы обязаны эти гарантии создать. А для этого необходимо, во-первых, и близко не подпускать к системе образования чиновников с «параличом души». Ну а во-вторых, надо усвоить раз и навсегда: инвалиды – это такие же граждане, как мы, а дети-инвалиды – такие же дети, как все остальные. У них абсолютно равные права со всеми. Им просто нужно помочь, учтя специфические потребности, вызванные инвалидностью, находя для каждого наилучшее индивидуальное решение его жизненных проблем, в том числе проблем с получением образования. Безнравственно то общество, которое уклоняется от решения этой задачи. Безнравственна власть, которая способна рассматривать эту крайне деликатную сферу, как некий «источник экономии».
Tags: Власть, Государственная Дума, Дети, Законы, НА ЗЛОБУ ДНЯ, НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!, Образование, Общество, Политика, Правительство, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Социальные проблемы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →