Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Цены на бензин уговорами не отрегулируешь

После определенного периода стабильности цены на бензин и дизельное топливо пошли вверх, хотя никаких объективных оснований для этого нет. Особенно тревожит рост оптовых цен сразу на 20%. Ведь этот скачок может уже в скором времени аукнуться на рознице, еще сильнее ударить по карманам миллионов российских автомобилистов. Собственно, в Москве и целом ряде регионов этот процесс уже вовсю пошел, вызывая рост жалоб и недовольства граждан. При этом удивляет, что на фоне сложной ситуации на внутреннем топливном рынке из России во втором квартале 2013 года зафиксирован серьезный рост экспорта товарного бензина: за рубеж ушло 1,6 млн. тонн товарного бензина, что на целых 56% больше, чем в тот же период прошлого года. Спрашивается: куда же смотрят ответственные лица в Правительстве РФ, министерствах и ведомствах, призванные контролировать и регулировать все эти вопросы?

На днях СМИ распространили такую новость: мол, в Минэнерго провели «профилактическую беседу» с нефтяниками и нефтетрейдерами, в ходе которой чиновники пообещали усилить мониторинг цен на бензин, а также попросили нефтяные корпорации снизить свою активность на экспортном направлении. Легко припомнить, что такое уже не раз бывало и раньше. Попытки обуздывать аппетиты нефтяных боссов и бензиновых «королей» с помощью просьб, уговоров, рекомендаций, приватных бесед, неформальных договоренностей и т.д. становятся дурной традицией. Вот только много ли проку от подобных методов, способных давать лишь сиюминутную отдачу?

Нужны не уговоры, а долговременные и эффективные регуляторы топливного рынка, которые бы не давали раскачивать ситуацию на нем. Нужна готовность принимать самые решительные меры, если речь идет о защите интересов российской экономики и российских граждан. В конце концов, если обстановка требует ограничений или даже запрета экспорта бензина из страны, надо проявлять управленческую волю и идти на это.

К сожалению, в такого рода вопросах мы часто видим вялость, нерешительность, непоследовательность. Как, впрочем, и во многих других. Взять, скажем, проблему модернизации нефтеперерабатывающих производств. Из тонны нефти российские заводы, построенные еще во времена СССР, извлекают в два раза меньше нефтепродуктов, чем на современных западных НПЗ. Годами говорится о том, что надо закупать современное оборудование и технологии, да и вообще браться наконец за строительство новых мощностей. Увы, хозяева наших НПЗ не торопятся увеличивать глубину переработки нефти и наращивать объемы производства высококачественного автомобильного топлива: зачем, если и на старых мощностях сверхприбыли льются рекой? Ну а правительственные чиновники не торопятся переламывать эту бесперспективную ситуацию путем создания качественно новых «правил игры».

Что же удивляться, что тема «бензинового дефицита» всплывает каждый раз как только возникает нужда в ремонтных и профилактических работах на тех или иных НПЗ? Получается, что мы сами лишаем себя и всю нашу экономику важного конкурентного преимущества. Россия, являющаяся одной из крупнейших в мире нефтедобывающих держав, оказывается в незавидной роли «сапожника без сапог». Нефти в стране добывается много, а бензин для отечественных потребителей все дорожает и дорожает. А ведь это затем отражается на стоимости транспортных услуг, ценах на продовольствие и другие товары.

Рост цен на бензин – фактор, способный быстро взвинтить социальную напряженность в стране. Такого допустить ни в коем случае нельзя. Вот почему мы ждем сегодня активных действий от Правительства и прежде всего – от сотрудников Федеральной антимонопольной службы, которые должны оперативно разобраться в причинах роста цен на бензин в каждом регионе и сделать все необходимое, чтобы остановить этот процесс. Ну а в принципе давно пора уже браться за создание такой комплексной системы налоговых, таможенных, антимонопольных и административных мер и механизмов, которая в зародыше предотвращала бы возможность возникновения дефицита автомобильного топлива на внутреннем рынке России и необоснованных спекуляций на нем. Сколько же можно наступать на одни и те же грабли?
Tags: Бизнес, Правительство, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments