Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Уроки «рабочей олимпиады»

В начале июля в Германии прошел всемирный конкурс рабочих профессий. Их уже многие десятилетия проводит известная международная некоммерческая организация Worldskills International (WSI), возникшая еще в 1946 году. В Лейпциг на эту весьма популярную и престижную «рабочую олимпиаду» съехались мастера-золотые руки из 50 стран. Более тысячи профессионалов сражались за титул лучшего сварщика и каменщика, токаря и столяра, автомеханика и web-дизайнера, парикмахера и повара и т.д. Приходится сожалеть, что долгие десятилетия Россия оставалась вне рамок данного международного движения, ставящего целью популяризацию рабочих профессий и повышение стандартов профессиональной подготовки по всему миру. Но в прошлом году наша страна вступила в Worldskills International, а в этом впервые направила на международный конкурс сборную из 15 лучших рабочих, представляющих разные регионы России.

Мы привыкли, что, участвуя в аналогичных международных конкурсах, российские сборные программистов или математиков, выступают очень успешно, завоевывают множество первых мест. Но вот с рабочими так лихо не получается. Первый блин, можно сказать, вышел комом. Наши смотрелись на фоне соперников из Германии, Японии или Южной Кореи, завоевавшей наибольшее число золотых медалей - 23, скажем так, бледновато.

Отнюдь не хочу бросить камень в огород тех, кто отстаивал честь России на соревнованиях. Их отбирали по итогам внутрироссийских конкурсов, и, видимо, они действительно лучшие по нашим российским меркам. И это, разумеется, вовсе не вина их, а беда, что у нас большинство рабочих профессий нынче в загоне, что развалены многие техникумы и ПТУ. Россия, конечно, по-прежнему богата на мастеровитых людей, способных делать чудеса своими руками. По городам и весям у нас по-прежнему можно найти и современных Левшей, и Кулибиных. Но когда самоучка «Кулибин» выходит состязаться с выпускниками первоклассных европейских колледжей, когда ему приходится мериться силами с иностранными мастерами, использующими инструменты, которых наши и в руках не держали, дело туго. Наши каменщики, токари, сварщики оперируют миллиметрами, а они – микронами.

И еще характерный штрих. Стать победителем национального и тем более международного конкурса рабочих профессий во многих странах крайне почетно. Люди сразу получают приглашения от крупнейших компаний и денежные призы, измеряемые десятками тысяч долларов. В Южной Корее вообще пошли на то, чтобы освобождать своих рабочих экстракласса от службы в армии. Вот как борются за престиж рабочих профессий! Ну а что у нас? Вручат почетную грамоту, и будь доволен.

По одному из центральных телеканалов довелось увидеть критический репортаж об участии наших представителей в «рабочей олимпиаде»: мол, результаты ее таковы, что «за державу обидно». Но я думаю, надо не посыпать голову пеплом, а извлекать уроки. И первый урок, на мой взгляд, состоит в том, что участвовать в такого рода международных конкурсах крайне полезно. Это своего рода зеркало, помогающее увидеть состояние дел с рабочими профессиями, как оно есть, и понять, в чем и почему мы отстаем.

Второй урок состоит в том, что нам пора наконец по-настоящему браться за возрождение профессионально-технического образования. Кое-какие меры в этом плане принимаются. Но государственного стратегического подхода к этому вопросу как не было, так и нет. Система школьного образования с пресловутым ЕГЭ по-прежнему не настроена на правильную профориентацию молодежи. Россия по-прежнему остается «страной юристов и экономистов», в массе своей не востребованных. А дефицит квалифицированных рабочих все острее и острее. Сформировали из ПТУ образ какого-то «пристанища неудачников», а теперь читаем в СМИ сетования крупных бизнесменов, что хорошую бригаду сварщиков или бурильщиков приходится собирать чуть ли не по всей России.

И третье. Спасибо, конечно, представителям Worldskills International, которые сегодня открывают региональные центры в России, помогают в организации внутрироссийских конкурсов рабочих профессий. Но хотелось бы, чтобы такая же активность, заинтересованность проявлялась и со стороны чиновников, прежде всего Минобрнауки и Росмолодежи. Они должны в конце концов понять, что создание мощного класса высококвалифицированных рабочих является не менее важной стратегической задачей российского образования, чем развитие, скажем, той же вузовской подготовки

Мы часто говорим о необходимости высокой конкурентоспособности России в современном мире. Но эта конкурентоспособность достигается не только мощью оружия, финансовыми потоками и объемами добычи нефти и газа. И уж тем более не числом чиновников или офисных клерков. Она во многом обеспечивается числом подлинных мастеров, способных создавать своими руками нечто такое, что не под силу коллегам из других государств. Наиболее развитые страны мира сегодня явно поворачиваются лицом к рабочим профессиям, которые обретают качественно новый уровень. Россия, всегда доказывавшая свою способность рождать уникальные таланты в самых разных сферах, не должна остаться в стороне от этой тенденции.
Tags: Люди, Общество, Регионы, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →