Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Давя на газ, не забыть бы о безопасности

В последние дни весьма громко зазвучала тема перевода российского автотранспорта на газомоторное топливо. Сначала глава Правительства РФ Д. А. Медведев подписал постановление о том, что к 2020 году в крупных городах до 50% наземного общественного транспорта должны перейти на газ. А 14 мая в Сочи состоялось специальное совещание у Президента России В. В. Путина по этой проблематике, где глава государства потребовал ускорить разработку соответствующей программы. В одном из комментариев по данному поводу мне встретилось такое высказывание: страна, мол, на пороге «газомоторной революции».

Спору нет, газ, как моторное топливо, имеет целый ряд плюсов. И с точки зрения экономичности, и с точки зрения экологичности. Расширение масштабов его использования на автотранспорте безусловно приведет к снижению вредных выбросов в атмосферу. И то, что Россия, на территории которой сосредоточена пятая часть мировых запасов природного газа, занимает лишь 20-е место по его использованию в качестве моторного топлива, это неправильно, нерационально. В то же время, не следует забывать о существенных рисках, о том, что газ – это топливо, требующее особо внимательного и осторожного отношения. Без тщательно выстроенной системы обеспечения безопасности, без высокой эксплуатационной культуры и ответственности оно способно стать источником многочисленных несчастий и трагедий. Об этом, словно в назидание всем нам, напомнило недавнее ЧП в Москве в районе станции метро «Речной вокзал». На крыше автобуса марки ЛиАЗ взорвался газовый баллон. Хорошо ещё, что это произошло на конечной остановке, и пассажиров в автобусе не было. Но два человека, оказавшиеся поблизости, – женщина и девочка – все же получили ранения. Московские власти в итоге вынуждены были приостановить эксплуатацию автобусов, оснащенных газобаллонным оборудованием, чтобы разобраться с причинами взрыва. Таких автобусов в столице пока всего полсотни, и на общую транспортную ситуацию это не повлияло. А если бы число газомоторных автобусов уже составляло 50% от всего парка, как планирует Правительство? Что бы власти делали тогда?

Невольно возникает параллель с ситуацией, которые мы имеем сегодня с газовым оборудованием в жилых домах. Взрывы газа звучат с пугающей систематичностью, разрушая здания, унося человеческие жизни. А все потому, что в свое время была бездумно сломана система государственного надзора. Газовики сегодня контролируют внешние газовые сети, а то, что происходит в конкретной квартире, их не волнует, так как формально за все должен отвечать её собственник. На деле же многие собственники просто не готовы нести эту ответственность, ибо даже элементарного инструктажа с ними никто не проводил. Я уж не говорю о потенциальной опасности старых, изношенных газовых плит, которые эксплуатируются многие десятилетия, и современных газовых приборов, устанавливаемых зачастую непрофессионально, без соблюдения правил безопасности.

Вот уже несколько лет я вместе с коллегами по СР поднимаю вопрос о необходимости кардинального изменения ситуации с надзором за эксплуатацией газового оборудования в жилых домах. Но воз, к сожалению, и ныне там. Поэтому и возникают опасения, когда речь заходит о «газомоторной революции» на автотранспорте. Как будет организован контроль за безопасностью в этой сфере? Если в жилых домах у нас крайними оказываются жильцы, не получится ли и на транспорте так, что всю ответственность спихнут на простых водителей или автомехаников?

Вызывает озабоченность то, что на фоне разговоров об экономических аспектах перевода транспорта на газ, проблемы безопасности пока формулируются в довольно общем виде. Основные упования на то, что будем закупать, мол, самую надежную импортную технику, отменим для этого таможенные пошлины, и все пойдет, как по маслу. Но стоит напомнить, что то газовое оборудование, которое взорвалось на автобусе у метро «Речной вокзал», было как раз вполне современным и вроде бы надежным по своим техническим характеристикам. Так что сама по себе техника ничего не гарантирует. Многое зависит и от условий эксплуатации, качества проведения регламентных работ, повседневного контроля, человеческого фактора в конце концов.

Вот почему хочу еще раз обозначить свою позицию: мы – не ретрограды. Мы – за то, чтобы Россия шла в мировом тренде и активнее переводила свой автотранспорт на экологичные виды топлива, в том числе на газ. Но важнейшим приоритетом тут должно стать создание всесторонне продуманной, эффективной системы надзора за безопасной эксплуатацией газомоторной техники. А пока этого нет, ни в коем случае не должно быть никакой спешки и кампанейщины. Нужна нормальная, планомерная работа. Почему, к примеру, решено переводить на газ именно 50% общественного транспорта? Разве дело в формальных показателях? В конце концов, пусть будет меньше, но надежнее. Важно, чтобы люди, садясь в автобус, маршрутку, такси, работающие на газе, были уверены, что благополучно доедут до пункта своего назначения. И ничего не случится, не сломается, не взорвется. Государство обязано обеспечить все условия для этого.
Tags: Безопасность, Власть, Законы, Реформы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments