Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

От оценки эффективности вузов к оценке эффективности театров

В последнее время стало очень модно вводить какие-либо критерии оценок — похоже, уже не важно чего и, тем более, во имя чего. Главное, чтобы цифры были и чтобы отчитываться стало легче. Совсем недавно я поднимал тему эффективности вузов, теперь я хотел бы остановиться на оценке эффективности культурных учреждений.

В Санкт-Петербурге активно занимаются реформированием сферы культуры. Городские власти задумались над тем, насколько популярными или непопулярными являются театры, музеи и библиотеки, и ведут сейчас работу по выявлению так называемых критериев оценки. А так ли это просто — найти эти критерии или, другими словами, цифровые показатели работы культурных организаций? Ведь всем известно, что существуют точные науки и области, где все подчиняется правилам и формулам, а существуют сферы, я бы сказал, приблизительные, где все подчиняется немного другим законам.
Возьмем, к примеру, театры. Какие здесь могут быть критерии? Высказывается множество мнений и предложений. Среди них: и количество зрителей, посещающих те или иные постановки театра, и реакция средств массовой информации на деятельность театров, и количество новых постановок за сезон, и участие приглашенных режиссеров в работе театров, и многие-многие другие. Согласен: оценивать нужно. Но почему-то ни один из этих критериев не рождает во мне уверенности в том, что конечные показатели будут объективными.

Рассмотрим хотя бы один из них — посещаемость театров. Да, согласен, очень многое зависит от качества и интересности предлагаемого театром репертуара. Но дело-то тут зачастую не в самих театрах, а в их недофинансировании, что, как следствие, и приводит к ухудшению качества репертуара. Опять же, мы не должны забывать, что общий интерес публики к театру в целом сейчас неумолимо падает; так называемой «театральной публики» сейчас становится все меньше и меньше. И вообще, если оценивать уровень театра по его посещаемости, а следовательно, окупаемости, то здесь существует риск окунуться в сферу искусства как в бизнес-сферу предоставления услуг, что на качественных показателях деятельности театра сказаться положительно никак не может. Наоборот, это приведет к тому, что театральные работники будут заниматься не тем, чем они заниматься призваны, то есть служением искусству, а будут заняты поиском новых маркетинговых ходов, то есть погоней за зрителями. Это неправильно. Ведь ни для кого не секрет, что не театр должен опускаться до уровня публики, а публика должна тянуться к тому высокому, что театр в себе несет. Но это сейчас почему-то забывается.

А давайте, кстати, посмотрим на заработную плату тех, кто в театре работает. Вот с чего нужно начинать, и где допустимо говорить о цифрах. В среднем это 15-20 тысяч в месяц. Как можно требовать от людей, посвятивших себя искусству, качественных результатов и высоких показателей за такие деньги? Поэтому я абсолютно убежден, что на сегодняшний день более актуальным является не поиск критериев оценки эффективности театров, а проведение оценки эффективности, точнее неэффективности государственного финансирования этих самых театров. И если мы будем проводить именно такую оценку, то результаты, поверьте, будут удручающими. Как говорится, не в ту сторону смотрим, господа...
Tags: Культура, Общество, Театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments