Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Образование – не услуга, а фундамент будущего

Образование – это не просто обучение. Образование включает в себя, наряду с обучением, еще и воспитание человека, а также его социализацию, подготовку к жизни в обществе. С увеличением объема информации, роль образования стремительно возрастает. Оно должно не только снабдить человека некой суммой знаний и навыков, но и научить самостоятельно мыслить, принимать решения в наш стремительный век. А что происходит с нашим, российским образованием сегодня? Осознает ли общество и власть его растущую роль?

Я – неисправимый оптимист и мне очень хотелось бы сказать «да». Но оптимизм должен основываться на реалиях, на знании тенденций развития, а они говорят не в пользу утвердительного ответа. Пока сфера образования напоминает многим если не поле битвы, то, по меньшей мере, лабораторию для опытов или даже полигон для испытания оружия массового оглупления. В чем причина такого резкого поворота? Ведь Советскому Союзу было чем гордиться в этой области, и это нельзя не признать. Фразу Кеннеди о том, что «русские выиграли войну за космос еще за школьной партой» мы всегда повторяли с гордостью – правда, сейчас она грозит стать не более, чем просто историей. Наши специалисты в области целого ряда наук высоко ценились на Западе и на них шла настоящая охота. А еще было главное: продуманная система образования и выверенная система оценки полученных знаний.

Есть ли она сейчас? Думаю, что как раз и происходит ее разрушение. Судите сами. На что нацелена система ЕГЭ? На проверку знаний? Ничуть! Она нацелена на выбор ответа, к которому ученика готовят не столько прививая знания, сколько натаскивая на ответ. Что стоит за пресловутыми ФГОСами – федеральными государственными образовательными стандартами? Однобокость образования, которая со временем неизбежно приведет к утрате общегосударственного интеллектуального и образовательного капитала – главного богатства грядущих десятилетий и даже веков. К чему привело введение «вилки» бакалавриат-магистратура, мы уже знаем: большинство потенциальных работодателей морщат лоб, глядя на диплом бакалавра, тщетно силясь понять, кто же это хочет прийти к ним работать – готовые, образованные специалисты или недоучки? А повальная платность образования? А «замечательные» – в кавычках, разумеется, – рекомендации, что читать учащимся? А недостаточное количество бюджетных мест, отсекающее от возможности учиться тысячи способных, но малообеспеченных ребят?

Нет, с нашим образованием все не слава Богу. И не только из-за тех промахов, которые допускает Минобрнауки, слепо копируя принципы Болонских соглашений, добавляя к ним доморощенные непрофессиональные рекомендации. Образование теряет одно из главных своих качеств: оно утрачивает способность «учить учиться», способность давать людям основу для продолжения самообразования, для самосовершенствования.

Когда полтора десятилетия назад все с упоением произносили модное тогда словосочетание «рыночная экономика», всем представлялась замечательная картина: государство с сильной экономикой, с высоким уровнем конкуренции, что обеспечивает высокую производительность и высокое качество предлагаемых товаров и услуг. Но со временем при попустительстве власти и усилиями непрофессиональных и недобросовестных чиновников товаром стало слишком многое, в том числе образование. А рынок в этой сфере может обернуться катастрофой для нашего будущего. Так что с вопросом «Кто виноват?» для меня лично все ясно. Готов ответить и на второй – «Что делать?»: пока не поздно прислушаться к мнению профессионалов, экспертов в области образования. И еще раз более серьезно оценить предложения СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ:
Сделать сдачу ЕГЭ добровольной и отменить его как всеобщую форму аттестации выпускников школ и вступительного экзамена в вуз;
• В области высшего профессионального образования – не допустить перевода магистратуры на платную форму обучения;
• Увеличить количество бюджетных мест в вузах;
• Поднять размер стипендий до уровня социального стандарта потребления;
• Возродить систему профтехобразования;
• Создать Министерство образования, управление которым будет поручено человеку с педагогическим образованием!


Я не буду перечислять все предложения, сформулированные нашей партией в ее программе. Надеюсь, что перечисленного достаточно, чтобы понять, насколько серьезно мы подходим к вопросу оздоровления системы образования в нашей стране. Если не сделать этого в кратчайший период, речь будет идти уже не об оздоровлении, а о спасении образования. В завершение еще раз скажу: образование — не услуга, которую покупают по сходной цене, это – фундамент науки, экономики, здорового общества. Фундамент нашего будущего и будущего наших детей.
Tags: Будущее, Образование, Политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments