Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Сапоги выше Пушкина?!

Сегодня на пленарном заседании Госдумы говорил о необходимости отставки министра образования и науки Дмитрия Ливанова.
Довольно невежества и непрофессионализма!


 
– Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я буду говорить о вечном, буду говорить о русской литературе. Прежде всего, я хочу напомнить известное высказывание Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Наша великая литература, говорил он, это – совесть общества и его душа».

Мы с вами помним, что в недавнем Послании Федеральному Собранию Президент России говорил о дефиците духовных скреп в нашем обществе. И он говорил, что очень важна воспитательная роль школы, которая крайне ослабла в последние годы. По-хорошему, в свете положений Послания Президента, конечно, нам бы нужно вернуться к закону «Об образовании», который был очень поспешно принят, и пересмотреть многие его положения, потому что концепция этого закона развёрнута совершенно в другую сторону, в сторону образования как сферы услуг. В числе важнейших школьных предметов, подчеркну, именно отдельных самостоятельных предметов, конечно, должна быть русская литература. Кстати, в том же Послании Президент назвал её в ряду важнейших школьных дисциплин, формирующих личность граждан.

Но жизнь преподносит такие факты, которые заставляют вспоминать другие цитаты, в частности, известные высказывания и цитаты из знаменитых дневников Достоевского, из его романа «Бесы»: «Сапоги выше Пушкина», так говорили герои в «Бесах», утилитарно подходя к вопросу о соотношении литературы и словесности и жизненных потребностей. Как же без сапог выйти на улицу? А Пушкин и вся русская словесность – это всё можно послать куда подальше. Какие литературные аллюзии, уважаемые коллеги, возникли у меня после ознакомления вот с этой брошюрой? Называется она «Примерная программа среднего и полного общего образования. Русский язык и литература для 10-11-х классов». Мы имеем дело с первой апробацией тех самых Федеральных государственных образовательных стандартов, о которых мы с вами много спорили. Мы помним, что эти Федеральные стандарты были утверждены уже на исходе министерского срока господина Фурсенко, а уже в Минюсте зарегистрированы при новом Министре господине Ливанове.

Вот по таким книжицам будут учить наших детей и внуков с 1 сентября 2013 года сначала в «пилотных» школах, а с 2020 года во всех школах Российской Федерации. (Кстати, задумаемся, каким образом может быть программа по литературе примерно ориентировочной). Ведь именно Министерство образования и науки через формализованный ЕГЭ подводит нас к тому, чтобы наши дети, их проверка знаний оценивалась таким образом. Именно в силу этого все преподаватели русского языка и литературы с нетерпением ждали вот такой методички и вот, наконец, они «дождались». Напомню, что в первом варианте Федеральных государственных образовательных стандартов было предложено оставить только три обязательных предмета: ОБЖ, физкультуру и предмет «Россия в мире». Масса возмущения общественности привела к тому, что сейчас там девять обязательных предметов и, в частности, появился такой монстр, с точки зрения здравого смысла, как «русский язык и литература».

При этом напомню, что в том же ЕГЭ, противниками которого мы являемся, тем не менее, отдельно сдаётся экзамен по русскому языку как обязательный и отдельно по литературе как необязательный, а предмет именно такой – «русский язык и литература». При этом часы на этот предмет сокращены для школьников старших классов на треть – с 210 до 140 часов. Совершенно очевидно, что преподаватели будут вынуждены и эти часы сокращать, чтобы натаскивать школьников на сдачу ЕГЭ по русскому языку, опять же в ущерб русской литературе. Вызывает удивление, что ни в самих стандартах, ни в специальных разъяснениях Министерства образования нет обязательного перечня литературы, необходимой и обязательной для прочтения и изучения старшими классами в школах.

Но теперь у нас есть с вами возможность посмотреть, что же рекомендует нам Российская академия образования. В примерной программе, в этой именно методичке, мы с вами не увидим таких писателей, как Куприн, Лесков, Алексей Толстой. Шолоховский «Тихий Дон» будут изучать по отдельным избранным главам. Школьники никогда не прочитают «Медного всадника» Пушкина, гоголевских «Петербургских повестей», «Даму с собачкой» и «Человека в футляре» Чехова. Но особенно безжалостны авторы этой методички к литературе и поэзии второй половины XX века. По их понятиям нашей молодёжи абсолютно не нужны ни Довлатов, ни Конецкий, ни Астафьев, ни Высоцкий, ни Ахмадулина, ни Окуджава – ничего этого нет. Причём нет не только в базовом курсе, но даже в углублённом курсе для специальных литературных гимназий. Но зато есть модный Пелевин.

Я с этой трибуны не собираюсь высказывать оценку, у каждого свой вкус. Но мы же с вами знаем, как много там ненормативной лексики, порнографических сцен, так называемых наркотических опытов и многого-многого другого. И уж, по крайней мере, это абсолютно не те книги, которые должны быть обязательны для школьной программы. Для полноты картины упомяну, что авторы этой методички включили в обязательный список рассказы малоизвестного литератора (я, честно говоря, впервые услышал эту фамилию) Асара Эппеля. В одном из рассказов речь идёт о том, как дети наблюдают, приношу извинения, за случкой кроликов. При этом герои этого рассказа называют вещи своими словами, матом, теми словами, которые обычно только на заборах можно увидеть. Как словеснику-преподавателю сеять разумное, доброе, вечное, опираясь на подобную пошлятину?

Уважаемые коллеги, кто-то скажет: «Ну что придираетесь, первый блин комом, всё это исправят». Если бы исправили! Мы же понимаем, что здесь главный принцип – принцип экономизма, который овладел, видимо, и министром, и его подчинёнными. Потому что намного «интереснее» заниматься нормативно-подушевыми принципами, проблемами слияния и объединения школ и вузов, критериями неэффективности вузов, чем формировать личность, воспитывать гражданина и патриота. «Сапоги выше Пушкина» – этот утилитарный принцип действует и сегодня.

Ключевой автор этой брошюры – профессор Ланин, завлабораторией литературного образования Института содержания методов образования Российской академии образования, член Учёного совета товарищества выпускников института Кеннана, стипендиат научного центра в Вашингтоне, в своей страничке в сети facebook - друг посла Соединённых Штатов Америки в России Майкла Макфола. Данная программа – это не идеологическая диверсия Америки против наших школьников, скорее, это результат абсолютного равнодушия господина Ланина к русской литературе и культуре. Ну и, кстати, приведу цитату этого господина из его интервью «Голосу Америки» в 2011 году. Цитата: «В большинстве школ один компьютер. К счастью, он стоит не в кабинете директора, а в библиотеке, и дети могут пользоваться. Но на второй компьютер денег нет, а на экскурсии по полям сражений Второй мировой войны (обратите внимание, не Великой Отечественной, а Второй мировой войны) и на археологические раскопки останков участников войны деньги есть. Но спустя 70 лет это – не самая актуальная вещь для воспитания детей». Как говорится, без комментариев.

Ну, здесь мы вспомним и инициативы Министра образования господина Ливанова о том, что неэффективными являются Российский государственный гуманитарный университет, Литературный институт имени Горького и многие другие ведущие гуманитарные институты. Молодых недальновидных политиков мы уже видим, потому что в ВУЗах уже иногда приходится вводить специальный курс «Русский язык и культура речи», чтобы как-то восполнить пробелы в образовании и в культуре речи, и в знании литературы у бывших школьников, нынешних студентов.

Мы давно потеряли статус самой читающей страны. Не буду приводить печальные цифры. Я не буду приводить многие другие цитаты, но вот, на что я хотел бы особое внимание обратить, уважаемые коллеги. Дело в том, что то, что творит новый министр образования, хотя уже скоро будет год как он министр, мне представляется, настоящим вредительством. Если мы вспомним слова Президента о духовных скрепах, то так и видится господин Ливанов с топором в руках, который рубит эти скрепы, рубит, что есть силы. И мне представляется, что нам эту «ливановщину» нужно кончать. Я ещё раз напоминаю: принципиальная позиция нашей партии, нашей фракции – требование немедленной отставки господина Ливанова. Хватит махать топором невежества и непрофессионализма.

Уважаемые коллеги, я выступаю сегодня не как представитель партии СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ, а с общегражданской позиции. И, завершая своё выступление, я хочу призвать всех депутатов Государственной Думы, вне зависимости от фракций, с тем, чтобы мы возвысили голос ради нашей русской литературы, возвысили голос в защиту филологического образования, в защиту гуманитарного знания. Именно это и будет истинной борьбой за настоящий патриотизм, за укрепление настоящих духовных скреп нашего общества. Уважаемые коллеги, я прошу и предлагаю профильному Комитету заняться этим вопросом. Вероятно, необходимо провести парламентские слушания, потому что, если не мы, то кто положит конец вот этой гадости?! Другого слова я сказать не могу.

Tags: Образование, Правительство, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 258 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →