Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Профессии «PR-специалиста» исполняется 19 лет

На мой взгляд, негативным ореолом вокруг PR-специалиста, как персоны непременно отрицательной, цинично «жонглирующей» фактами под звон кошелька заказчика, мы обязаны 90-м годам. С появлением рынка в России эта профессия долгое время оставалась в ряду «теневых», а слова «пиар», «маркетинг», «реклама» были «чужды» постперестроечной экономике и уж тем более общественной жизни. Несмотря на это, сама профессия, конечно же, существовала, но представители ее варились в «собственном соку» (тут не могу не вспомнить занимательную пародию на пиарщиков 90-х, которую создал В. Пелевин в своей книге «Generation П»). Услугами тех, кого мы сегодня называем «PR-менеджерами» пользовались представители отечественного шоу-бизнеса, политики, бизнесмены. Западные компании, желая «снять сливки», привозили на наш рынок самые обманчивые слоганы и агрессивные рекламные концепции. О соблюдении профессиональных морально-этических «кодексов чести» PR-специалистов тогда говорить не приходилось – хотя к тому времени в западном мире пришло вполне осознание необходимости их соблюдения как неотъемлемого элемента работы.

Но давайте вспомним 2000-е. С уходом со сцены «малиновых пиджаков» и зарождением все-таки более цивилизованного рынка, назрела необходимость менять ситуацию – в первую очередь, законодательно. В первые годы моей работы на посту Председателя Совета Федерации, в начале 2000-х, мы с президентом Российской ассоциации по связям с общественностью Мариной Анатольевной Шишкиной (студенты и выпускники «связей с общественностью» знают ее как автора учебных пособий) приводили немало доводов тогдашнему министру труда и соцразвития Александру Петровичу Починку в пользу введения отдельной специальности. В итоге – победа: уже в 2003 году профессия «специалист по связям с общественностью» была лицензирована. Выпускники уже получали дипломы, соответствующие реальным знаниям, а не «оторванные» от полученного образования и будущей профессии. В молодежной среде нашлось немало желающих получить диковинную специальность: много «светлых» и неиспорченных ребят, стремящихся стать уже не частью криминального мира, а грамотными специалистами в своей области!

Сегодня, спустя 19 лет, наблюдая развитие профессии, что называется, «с пеленок», могу сказать, что хотя лжи и грязи остается еще немало, мы наблюдаем зарождение в России «цивилизованного пиара». Профессия прошла уникальный, самостоятельный путь, прижившись в российской действительности. А это не мало, это – главное. Очень важно, что сегодня, c распространением Интернета и СМИ, с изменением самого мирового уклада, возможности пиара в целом и самых PR-специалистов в частности становятся непрогнозируемы по сравнению с тем временем, когда пиарщики просто «накручивали» сиюминутную прибыль. Судите сами: сегодня всего лишь один отзыв в Интернете может коренным образом повлиять на судьбу идеи, проекта, компании, даже людей! Да и примеры, когда PR-компания по сути решала судьбу проекта, знает, наверное, каждый.

Вспомнить того же Стива Джобса, в уникальной манере «раскрутившего» Ipod, Iphone, а затем и Ipad в пору, когда аналогов таких устройств выпускалось немало. Вспомните Чулпан Хаматову, спасшую сотни детей благодаря своему участию в фонде «Подари жизнь». Может быть, грубо называть этих людей «пиарщиками», да и не преследуют они такой цели. Но идея того, какие результаты могут быть достигнуты благодаря «продвижению в общественной сфере», я думаю, ясна. От себя могу только пожелать современным пиарщикам «загораться» благими идеями – как показывает история, именно они меняют мир и остаются в веках.

Tags: Интернет, Информация, Общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments