Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Имитация вместо контроля

В странах развитой демократии парламенты реализуют две ключевые функции: во-первых, разрабатывают и принимают законы. Во-вторых, осуществляют гласный контроль за всеми аспектами жизнедеятельности государства, в том числе за органами исполнительной власти, работой госаппарата и т.д. Парламентский контроль – одна из важнейших основ парламентаризма.

Досадно, что почти за 20 лет существования у депутатов Госдумы руки не доходили до принятия закона о нем. Пытаясь восполнить данный пробел, группа депутатов от СР вместе с коллегами из других оппозиционных фракций почти три года назад внесла соответствующий законопроект. Но единороссы не были бы единороссами, если бы они в нормальном режиме взялись обсуждать и принимать эту давно востребованную законотворческую инициативу. Нет, они поступили в своем ключе: саму-то идею, как говорят в народе, «съединороссили», но оппозиционный законопроект просто «затоптали» при обсуждении в думских комитетах, объявив его ни мало ни много «антиконституционным». Зато свой вариант, внесенный в Думу лишь недавно, готовятся вынести на пленарное заседание в ближайшие дни.

Между тем само сравнение этих двух конкурирующих законопроектов, говорит о многом. Тут сразу наглядно видно: кто хочет, чтобы Дума становилась по-настоящему сильной, влиятельной, авторитетной, а кто делает все, чтобы она по-прежнему оставалась слабой и декоративной, чем-то вроде филиала исполнительной власти, штампующего решения, принимаемые вне стен российского парламента.


Что предлагается в нашем законопроекте? Создать систему реального, парламентского контроля, при которой депутаты могли бы контролировать работу любого чиновника. Предусматривается возможность создания парламентских комиссий по контролю с весьма широкими полномочиями. Причем, на наш взгляд, такие комиссии должны создаваться на паритетных началах: то есть ни одна политическая сила там не должна превалировать в принципе.
Ну а что предлагают единороссы? Только отдельные малосущественные изменения в законодательство, по сути лишь закрепляющие то положение, при котором представительная власть находится «на подхвате» у исполнительной. По их мнению, свои комиссии, свои расследования парламентариям ни к чему. Достаточно, если депутатам будет разрешено входить в состав различных правительственных и межведомственных комиссий. Ох, какое «счастье», какая «честь»! Или, скажем, единороссы предлагают, чтобы Правительство представляло антикоррупционную экспертизу всех законопроектов. Хотя возникает вопрос: а что мешает проводить такую антикоррупционную экспертизу силами самого парламента? Это было бы куда логичнее. Ведь речь идет о контроле, в том числе за тем же самыми правительственными чиновниками!

Нет смысла перечислять все нюансы. Ясно одно: вместо реального решения нам в очередной раз подсовывают пустышку. Весьма уместно посмотреть на все эти законотворческие изыски через призму зарубежного опыта. Парламентские комиссии и комитеты, которые создаются в любом парламенте, в тех же США, к примеру, имеют гигантские полномочия по парламентскому контролю. И президент, и глава Правительства, и любой министр – любое должностное лицо обязано, если парламентарии того требуют, давать пояснения по вопросам, которые становятся предметом парламентского контроля. Увы, у единороссов по отношению к зарубежному опыту действуют двойные стандарты. Когда принимался одиозный закон о митингах, шло прямо-таки жонглирование примерами из иностранной практики. То же самое происходит, когда сегодня хотят НКО объявить «иностранными агентами». Но вот по поводу зарубежного опыта парламентского контроля они хмурят брови: «А причем тут это? Мы в России живем».

Есть такой занятный афоризм: «Марионетки не боятся виселицы, они пуще всего боятся ножниц». Понятное дело: если кто-то перережет ниточки, связывающую куклу с кукловодом, она перестанет двигаться, действовать, жить. А если когда-нибудь будут «перерезаны ниточки», тянущиеся в Думу из Кремля и Белого Дома, и она станет по-настоящему самостоятельной и ответственной? Боюсь, для многих представителей ЕР это может стать политическим, а то и жизненным крахом. Ведь они привыкли жить по принципу «Чего изволите?», они привыкли, когда их дергают свыше, когда им указывают в каждом случае, что делать, как голосовать, как поступать.
Вот и закон о парламентском контроле они продвигают слабый, беззубый, марионеточный. Где, в каком парламенте можно увидеть такое, чтобы парламентарии сами принижали свой вес, сами выступали против полномочий по парламентскому контролю? Разумеется, СР не будет голосовать за это. В профанациях и имитациях мы не участвуем. Мы верим, что рано или поздно придет время, когда российский парламент станет настоящим, полноценным законодательным и представительным органом, выражающим не интересы правящей бюрократии, а волю народа. И тогда, несомненно, будет востребован наш вариант, наши подходы.


Tags: Государственная Дума, Законы, Общество, Правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments