Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Ломоносовский юбилей: гордость и горечь

Сегодня, 8 ноября, исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова, гения отечественной науки и культуры, которого по праву называют «русским Леонардо да Винчи». Вся судьба этого человека легендарна: от того самого рыбного обоза, с которым он, простой поморский паренек, пришел в Москву постигать науки, до высших достижений его научной и литературной карьеры. Трудно назвать какую-либо отрасль науки и культуры из существовавших в XVIII веке, в которую им бы не был внесен крупный творческий вклад. В физике, астрономии, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности, литературе и т.д. он либо создал яркие труды, либо совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи и гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова оказались не востребованы при его жизни, так как они на десятки и даже сотни лет опередили свое время. Тем важнее нам сегодня рассматривать наследие Ломоносова не как некий исторический раритет, а как бесценный кладезь интеллектуального богатства, из которого нужно черпать и черпать.
К примеру, именно Ломоносов первым высказал идею необходимости государственной политики «сбережения народа». Разве это не актуально в свете тех острейших демографических проблем, который испытывает сегодня Россия? Чрезвычайно актуально.
«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», – так говорил о Ломоносове А.С.Пушкин. И это оценка по заслугам. Ведь ломоносовские фундаментальные принципы легли в основу отечественной педагогической и научной школы. Они сохраняли свою силу и в дореволюционной России, и в советскую эпоху, принося колоссальные достижения, которыми мы по праву гордимся. Не было бы Ломоносова, не было бы и Лобачевского, Менделеева, Курчатова, Королева, не было бы прорыва в Космос, ядерного щита и многого другого.

Но гордость за все это в этот юбилейный день перемешивается с изрядной толикой горечи за нынешнее состояние российской науки и системы образования. Стыдно перед памятью Михаила Васильевича за развал, который допущен сегодня и который угрожает отбросить Россию на обочину мировой цивилизации.
Давайте задумаемся: а если бы Ломоносову довелось родиться в нынешних условиях, когда российская система образования буквально искорежена бюрократическими псевдоновациями, состоялся бы его талант? Сдал бы он, к примеру, пресловутый ЕГЭ? Боюсь, что нет. В поморской глубинке у него не было репетиторов, да и сама разносторонняя ломоносовская натура вряд ли бы втиснулась в убогость тестовой системы, узколобость егэшного натаскивания. Я уж не говорю о том, что если ректор Славяно-греко-латинской академии в 1730-м году мог взять и принять 19-летнего Ломоносова, несмотря на его великовозрастность и иные формальные ограничения, поставив по главу угла прежде всего живость его ума и несомненные способности, то многим нынешним талантливым наследникам Ломоносова о таком «индивидуальном подходе» и мечтать не приходится.

В зрелом возрасте главным врагом и недоброжелателем Ломоносова, создавшим немало препон для его научного гения, был некто И.Д. Шумахер, возглавлявший канцелярию Академии наук. В советское время, упоминая этого деятеля, упор обычно делали на то, что он был немцем по происхождению. Но дело вовсе не в национальности. Дело в том, что это был первостатейный бюрократ, равнодушный к науке, не понимавший сути и смысла научного поиска. Огромная беда сегодняшней России в том, что вот такая «шумахеровщина» ныне расцвела пышным цветом. Современные «шумахеры» просто-таки торжествуют и, как говорится, правят бал. Они по сути уничтожили отраслевую науку, они душат науку фундаментальную, пытаются по своей бухгалтерско-канцелярской мерке оценивать работу РАН и других научно-исследовательских структур. И самое ужасное – они многие годы держат наше образование и науку на голодном финансовом пайке. Даже после того, как провозглашены идеи модернизации и перехода к инновационному развитию, кардинальных перемен в этом деле мы, увы, пока не видим. Хорошо, конечно, что начат перспективный проект «Сколково», но одно «Сколково» Россию не преобразит и не поднимет.

Вот почему партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ ставит сегодня вопрос о необходимости системных изменений. Вот почему мы говорим «Стоп – разрушительным реформам Фурсенко!». Вот почему выдвигаем программное требование – увеличить расходы на образование и науку до 7% ВВП. Если мы действительно хотим добиться интеллектуального лидерства в мире, то вся система образования должна быть сориентирована не на какие-то формальные бюрократические «оптимизации», а на массовое взращивание талантов. Чтобы не было «утечки умов» за рубеж, чтобы Нобелевские премии наши соотечественники завоевывали на Родине, а не в заграничных лабораториях, государству необходимо развернуть масштабные программы поддержки российских научных школ, наукоградов, технопарков, технополисов, «инкубаторов» новейших технологий и т.д.
Нынешний 300-летний юбилей со дня рождения великого сына России должен стать поводом не только для праздничных мероприятий, но и поводом по-настоящему задуматься о судьбе образования и науки в стране. Пора, наконец, браться за возрождение авторитета знаний и научного поиска в обществе. Пора восстанавливать ту великую тягу к ним, которая всегда была присуща нашему народу и образцом которой был и остается Михаил Васильевич Ломоносов.

Tags: Наука, Образование, Реформы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments