Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

На Афоне

Продолжаю публиковать свои дневники. 
С некоторым запозданием расскажу об уникальном и святом месте, где мне удалось побывать во время отпуска.

В конце июля впервые в жизни я попал на Афон. Когда я написал "попал", понял, что это самое правильное слово. Дело в том, что Афон – это православный монастырский анклав в православном же греческом государстве со своей таможней, законодательной властью, со своими правилами и для того чтобы туда попасть, необходимо получить своеобразную визу – разрешение. 

Попасть сюда можно только по морю – на катере, либо на специальном кораблике. При волнении моря в 1-1,5 балла ни тот, ни другой не ходят – это требование монахов, то есть, можно сказать, что море должно благоволить к тем, кто хочет посетить Афон. Кстати, генеральный консул рассказал, что предыдущий посол трижды собирался и трижды не попадал именно из-за того, что штормило. 

Сначала несколько общих слов об истории возникновения Афона. На Афоне сегодня находится 20 православных монастырей. Основан Афон в конце девятого века. В десятом веке здесь было около 50 тысяч иноков и около 150 обителей, в том числе и "Обитель руссов", которую называли "Ксилургу" (в переводе "древоделя"). 

В 1080 году указом греческого императора Алексея Комнина повелено было отделить одну двадцатую часть всей святой горы и передать её в собственность русским инокам, отсюда и началась история русской обители на Афоне. 

В 1169 году по просьбе братии "Обители руссов" святогорцы уступили запустелый нагорный монастырь с храмом Во имя Святого Пантелеймона (Святой Пантелеймон – это один из святых врачевателей самых знаменитых в православном мире). 

Сегодня, как я уже сказал, на Афоне существует 20 монастырей, один из них русский (это как раз Свято-Пантелеймонов монастырь), 17 греческих (если быть точным: 15 греческих и 2 киприотских), один болгарский и один сербский. Два раза в месяц собирается кинод, куда входят по одному представителю от каждого монастыря (то есть всего 20 человек), и они решают самые разные оперативные вопросы по жизнеобеспечению Афона. Два раза в год собирается кинод вместе с игуменами (то есть 20 плюс 20) и это своеобразный законодательный орган Афона, который принимает те или иные законодательные решения. 
 
Итак, погода нам благоволила, на море практически был штиль и из какого-то населённого пункта, где мы сели на катер, вдоль берега одного из "пальцев" Халкидиков мы направились в сторону Афона и очень скоро увидели эту Святую гору.

Уже на подъезде к нашему монастырю увидели ещё какой-то монастырь на берегу.

 А вот таким наш Свято-Пантелеймонов монастырь открывается с моря.

На пирсе нас встретил отец Олимпий. Он на Афоне в нашем монастыре уже десять лет. Это – доктор наук, бывший оборонщик, который разрабатывал наши ракеты среднего радиуса действия. Сейчас в монастыре проживают 70 монахов. Самая многочисленная братия  была к концу девятнадцатого века – примерно 3 тысячи монахов и 2 тысячи работников. Самый минимум был в 60-70-е годы двадцатого века – меньше 10 человек. 
Так как Афон фактически является суверенным государством на территории другого суверенного государства и подчиняется Константинопольской Православной Церкви, то из Московской Патриархии монаху трудно туда попасть, а вот из мира русские приходят, собственно говоря, как и пришёл в своё время отец Олимпий. Сначала любому желающему дают возможность просто поработать в монастыре, таких людей они называют "трудники", присматриваются к нему и по прошествии одного, двух, трёх лет трудника постригают в иноки. Инок – это почти монах, только не давший обета (в частности, обета безбрачия). Здесь нужно упомянуть, что на Афоне запрещено появляться женщинам, более того, даже подплывать к этому святому полуострову ближе 500 метров на любых плавсредствах женщинам запрещено. И уже пробыв какое-то время иноком, утвердившись в вере, пройдя определенные испытания, инока постригают в монахи с соответствующей дачей обетов. 

Встретив на пирсе, познакомившись, отец Олимпий повёл нас к резиденции духовника Макария. Поднявшись по крутым ступеням в сам монастырь, мы увидели ухоженные дворики, чистые, выложенные камнем дорожки.

 Сначала отец Олимпий подвёл нас к одному из храмов (а всего их семь в монастыре), на стене которого в виде памятной доски размещалась увеличенная фотография датированная 21 августа 1903 года. И вот что об этой уникальной фотографии и об этом уникальном месте рассказал нам отец Олимпий. До этой даты, которая указана под фотографией, у нашего русского монастыря был такой обычай: практически после каждого богослужения (а богослужения в монастыре идут по ночам) наши монахи раздавали помощь другим монахам, послушникам и трудникам из других монастырей. Иногда это была еда, а иногда и деньги. Главный иеромонах на Афоне не одобрял такую традицию, полагая, что это вызывает, как сейчас сказали бы, излишнее потребительское отношение к жизни у монахов. Более того, неоднократно было замечено, что эту милостыню получают не только хирые и убогие, но и вполне здоровые и даже упитанные монахи или трудники. Кстати, на этой фотографии видно: сидит в чёрном одеянии монах, который выдает помощь, перед ним стоит коллега с костылями, за ним ещё один идёт – сутулый, видно, что больной, а третьим стоит пышущий здоровьем молодой бородач, явно в дополнительной еде не нуждающийся, скорее наоборот. Но это так, к слову. Так вот, 21 августа 1903 года по повелению главного иеромонаха в последний раз нашими русскими монахами выдавалась такая помощь, и кто-то из монахов решил запечатлеть на фотоаппарат этот день. Каково же было потрясение фотографа, когда проявив стеклянную пластинку он вдруг увидел в левой части фотографии фигуру женщины в тёмной одежде, молящуюся в окружении горящих лампад.

Со страхом побежал фотограф к игумену показать это чудо. Когда монахи нашего монастыря узнали об этом, несколько старцев сказали, что накануне в разных местах монастыря они видели фигуру женщины, хотели подойти к ней и строго спросить: как она тут оказалась? – ведь существует запрет на присутствие женщины на Афоне, но при приближении она всегда исчезала. А это было не что иное, как чудоявление Божьей Матери. Вот наш монастырь и известен как одно из немногих мест в мире, где было явлено такое чудо. Уже находясь в келье у духовника Макария, нам показали оригинал этой древней фотографии, честно говоря, с неким трепетом держал я эту фотографию в руках. Отец Макарий, улыбчивый, с очень пронзительными глазами монах, рассказал нам об истории монастыря и угостил очень вкусным, прохладным хлебным квасом. 
 
Потом, после беседы с Макарием, отец Олимпий повёл нас на экскурсию. Вот несколько фотографий, которые дают хоть какое-то представление о нашем русском монастыре. 





На одной из колоколен висит самый большой на Афоне колокол весом в 14 тонн.  

Когда мы подошли к очередному храму, я обратил внимание на часы на колокольне. Дело в том, что в Греции по сравнению с Москвой разница минус один час. А когда я глянул на часы на колокольне, увидел, что там разница с греческим почему-то не на целые часы, а на 3,5 часа. И оказалось, что это не неточность часов, а на Афоне действует византийское время и вот как оно рассчитывается. Полночь на Афоне наступает в момент захода солнца и в этой связи, так как время захода всё время меняется, минимальная разница, которая фиксируется 25 июня, византийского времени от греческого плюс 3,5 часа, а максимальная разница, которая фиксируется 25 декабря, – плюс 7 часов. И вот сначала перед входом в монастырь я снял эту колокольню с часами,

а потом решил попробовать снять по выходу из храма и часы на колокольне и свои наручные. У меня время московское, поэтому на моих часах без пяти час, а на колокольне, как видно, двадцать пять минут четвёртого.

В храме, который расположен напротив колокольни, находится одна из самых почитаемых в православном мире и среди прихожан, и здесь в пантелеймоновом монастыре икона Святого Пантелеймона. Отец Олимпий рассказал много случаев (и из древности и из сегодняшних дней) чудесного исцеления от самых разных недугов людей, которые приезжали на Афон, молились и действительно излечивались. 

В нише перед входом в храм, где находится икона Святого Пантелеймона, на стене фреска, посвящённая старцу Силуану. Этот старец жил в пантелеймоновом монастыре, умер в 1939-ом году на Афоне и свято-пантелеймоновские монахи считают, что старец Силуан – это примерно то же в двадцатом веке, что Сергий Радонежский для своего времени.

Четыре часа пролетели незаметно. И уже спустившись к пристани, я попросил разрешения сфотографироваться с отцом Олимпием. 

Отъехав на катере от берега, я попросил остановиться, чтобы снять панораму монастыря.


В этом году в Греции, как и год, и два тому назад вновь под Афинами были пожары. Самое страшное для греков, что лесные пожары перебрасываются на оливковые сады и оливы сгорают. Оказывается олива, которая живёт несколько сот лет и даже больше начинает плодоносить только через 25 лет и это уничтожение оливковых деревьев, конечно, больно сказывается и на частных фермерах и в целом на экономике Греции. На автомобильной дороге после посещения Афона я попросил остановиться и сделал несколько снимков с самого типичного пейзажа Греции – оливкового сада.


А через день над морем я увидел вертолёт со специальной корзиной, которой прямо из моря черпали воду, а потом вертолёт улетал куда-то, правда, запаха гари слышно не было, значит, пожар был где-то далеко.

 
Tags: ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →