Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Что делать с ценами на бензин?

В России одни из самых высоких цен на бензин среди нефтедобывающих стран. Например, в 2010 году средняя цена одного литра бензина в Венесуэле составила 4,6 рубля, в Саудовской Аравии -11,7 рубля, в США - 24,1 рубля, в России - 24,97 рубля.

Причина столь высоких цен в нашей стране - крайне высокие налоги и монополизация топливных рынков. Так, если в Соединённых Штатах доля налогов в цене литра топлива составляет около 15%, то в России более 50%. При этом 18% в цене бензина составляет доля НДС, 17% - доля налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 16% - доля акцизных сборов и 5% - доля налога на прибыль.

Значительное влияние на колебание топливных цен оказывает ставка налога на добычу полезных ископаемых, которая корректируется раз в месяц. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (часть 2, глава 26, статья 341), в настоящее время ставка НДПИ исчисляется в размере 419 рублей за одну тонну добытой нефти (с 2012 года она повысится до 446 рублей, с 2013 года - до 476 рублей). При этом указанная ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть:
Кц=(Ц-15)хР/261,
где Ц - средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» за баррель, выраженных в долларах США; Р - средний курс доллара США по отношению к рублю, устанавливаемый Центральным Банком России.

Таким образом, конечный размер НДПИ, а вместе с ним и розничные цены на топливо, зависит от мировых цен на нефть и курса американской валюты.
Представляется целесообразным изменить такой принцип формирования налоговой ставки и отказаться от её привязки к динамике мировых цен на нефть. Это позволит стабилизировать топливные цены внутри страны и сделать их более предсказуемыми для российских потребителей.

Стоит отметить, что предложение Федеральной антимонопольной службы о снижении акцизов на бензин, а не НДПИ, и отказе от ступенчатого повышения акцизных сборов на топливо в 2012 и 2013 гг. представляется менее предпочтительным. Акцизные сборы поступают в региональные бюджеты, и их снижение приведет к росту выпадающих доходов в субъектах Федерации. Налоговые сборы от НДПИ полностью поступают в федеральный бюджет, который в любом случае сможет рассчитывать на дополнительные доходы за счёт растущих на мировом рынке цен на нефть и повышения экспортных пошлин.

Ещё одна причина топливного кризиса - монополизм.
Нефтяные компании, разработав эффективную систему картельных сговоров, создают в альянсе с местными властями высокие барьеры входа на этот рынок. Особенно эта проблема характерна для регионов, где конкуренция среди производителей практически отсутствует. Последствия этого отражаются в настоящее время в дефиците бензина в ряде субъектов Федерации и резком скачке цен.

В этой ситуации государство должно провести тщательное расследование бензинового кризиса и принять жёсткие меры в отношении ответственных лиц. Кроме того, должны быть приняты системные меры, которые ограничат долю сетей автозаправочных станций, принадлежащих одной компании, в регионах и гарантируют мелким независимым производителям доступ к мощностям нефтеперерабатывающих заводов.
Tags: НА ЗЛОБУ ДНЯ, Налоги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →