Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Дополнение к Дневнику 4-15 июля: поездка в Астраханскую область, 5-8 июля.

С понедельника планировал начать рабочую поездку, но по предварительной договорённости специально вылетел в субботу вечером с тем, чтобы в воскресенье немножко порыбачить в дельте Волги

05 июля
 прибыли уже вечером.
На машине ехали два часа до порта Оля, там сели на небольшой теплоходик и пошли (ещё полтора часа) вниз по Волге. По пути, конечно же, разговаривали о рыбалке, о рыбацких прибаутках, и Председатель Правительства Астраханской области Константин Алексеевич Маркелов (когда-то он был членом Совета Федерации), в частности, рассказал, что у астраханских рыбаков свой говор, свои астраханские словечки и иногда посторонний даже не поймёт о чём идёт речь, и привёл такой замечательный пример. Приехал кто-то из москвичей и собрался на охоту, на дичь. Ему объясняют, как он должен охотиться и, в частности, говорят: "На кулазе стоять в култуке и поджидать качкалдака". Что в переводе на обычный язык означает: на небольшой плоскодонной лодке стоять в заводи, в камышах и поджидать утку (водяную курицу). Кстати, в конце поездки Константин Алексеевич подарил мне целый словарик, который так и называется "Астраханские словечки". Прелюбопытное издание.

Когда ехали по трассе, регулярно пересекали небольшие протоки и перед мостом всегда был указатель "ер. …." и дальше шло имя собственное, видимо, название протоки, потому что "ерик" – это как раз узкий, небольшой проток реки, соединяющий ильмени или озёра между собой или с Волгой. Но тут тогда нужно сказать, что такое "ильмень". А ильмень – это мелководное озеро, заросшее камышом и чаканом. Теперь посмотрим, что такое "чакан"? Чакан – рогоз (болотное растение). Кстати, о растениях, пока не забыл. В дельте Волги цветёт лотос, мы его не застали, цветение начнётся числа 15 июля, но эти огромные розовые цветки иногда полностью закрывают те самые култуки, одним словом – красиво неимоверно. (В прошлые приезды я видел это чудо).

Когда разговаривали про астраханские словечки, я вспомнил, как в школе читал Шолохова "Поднятую целину" и буквально на первых страницах, где описывается появление, по-моему, Нагульного, написано, что зашёл человек в шапке из мерлушки. Я, будучи городским мальчишкой, конечно, понятия не имел, что такое мерлушка, но, для таких как я, за этим словом стояла сносочка и внизу страницы я прочитал: "Мерлушка – ….", а вот второго слова я не запомнил, но самое удивительное, что второе слово мне ничего не говорило, потому что тоже было абсолютно незнакомым.
Приплыли мы на базу уже поздно ночью. Договорились, что на рыбалку поедем в семь утра. Пока плыли, я уточнил, во сколько всходит солнце, мне сказали, что где-то в шестом часу, поэтому в пять утра я с фотоаппаратом был уже на улице. И вот фотографии "Восход на Волге № 1" :

В семь утра
все были в сборе, сели на катер и поплыли по протокам Волги, ловить мы должны были жереха.

Кстати, забыл написать, когда фотографировал восход, прямо у берега и вообще, где только можно было видеть – большие круги и огромная-огромная рыба плескалась, жировала, гоняла малька. Я, конечно, попросил тут же спиннинг, благополучно утопил (оборвал) две блесны, на этом мой утренний энтузиазм закончился.

День был солнечный, небольшой ветерок. Первого жереха я поймал минут через 30 после начала рыбалки, он был небольшой, грамм на 700.

Примерно ещё через полчаса поймал второго, этот уже был где-то под килограмм.

В том же месте примерно в течение десяти минут поймал восемь окуней, они небольшие, грамм по 200-250. Видимо, увидев рыбку, приплыл баклан, вылез на берег и стоял, ждал – может чего-нибудь перепадёт.

Спустя часа два с половиной поплыли на базу, на завтрак. На причале выложил свой улов.

Быстренько позавтракали и решили плыть практически уже в самую дельту Волги, чуть ли уже не в начало Каспийского моря, как сказали местные егеря: на Чистую банку. Чистая банка – это такой камышовый остров и как они объяснили, там мелководье, глубина не больше метра, рыбу чаще всего будет видно, и там жирует щука. Выглядит это место примерно так.

А на этом фото в кадр попало орудие лова.

К моему удивлению, и жереха, и окуней, потом и щук ловили только на роторную блесну. Для меня это было полным откровением, потому что обычно уж щуку-то точно всегда ловили на "колебалку". С нами был егерь Саша, он чем-то похож на американского киноактёра, не помню какого. Я сделал его фотографию и сказал ему, что у меня есть блог в "Живом Журнале" и не будет ли он возражать, если я размещу там его фотографию? В ответ я неожиданно услышал: "Да нет проблем, моих фотографий там много в Интернете". Да, действительно, лицо колоритное. Не я первый, вероятно, решил его запечатлеть.

Так вот, этот Саша в течение 15-ти минут вытаскивает четырёх щук, причём довольно приличных. Я начинаю нервничать: бросаю, бросаю – и ничего. Видимо, Саша понял из-за чего я нервничаю, перестал ловить и мы начали менять "култуки" и к моей великой радости после очередного заброса я почувствовал мощный рывок и вытащил свою первую (и, кстати, самую большую – 4,5 кг) щуку.

Ещё минут через пять пошла вторая, поменьше, но тоже хорошая.

А затем, к удивлению егерей, я на блесну, что, оказывается, считается необычным, поймал небольшого сомика, ещё двух щучек, краснопёрку и хорошего (грамм на 500) окушка. Порыбачив часа три, усталые, но довольные, мы рванули на катере домой.

Вот мой весь улов на причале.

На следующее утро, 7 июля, утром мы должны были на вертолёте вылетать в Астрахань, но я решил ещё раз поснимать волжский восход, потому что в первое утро небо было безоблачное, а я по опыту знаю, что самые красивые восходы и закаты – когда есть облачность. И мои надежды меня не подвели. В 5.13 начался восход и я вновь сделал серию снимков. Согласитесь, этот "Восход над Волгой № 2" будет покруче:

Ровно в девять утра мы вылетели в Астрахань. Вот она какая пойма реки Волги с высоты птичьего полёта.

По прибытии в Астрахань заехал в гостиницу, переоделся в цивильную одежду и в 11 утра был на встрече с Губернатором Астраханской области Александром Александровичем Жилкиным. Затем в 12 часов встреча с депутатами Астраханской Государственной Думы и активом Астраханской области. Затем – пресс-конференция. Потом мы поехали на строящуюся красивую набережную (она будет облицована гранитом) и осмотрели её с небольшого теплоходика, на котором заодно и перекусили.

Потом в три часа поучаствовал в открытии Адмиралтейского моста (привет из Питера!) через канал имени 1 Мая. Этот мост был закрыт для проезда в течение 12-ти лет и вот к 450-летию Астрахани (которое будет праздноваться 5 октября) среди нескольких десятков, если не сотен, объектов как раз новый мост.

После поехали в Астраханский Кремль, который реставрируется и, в частности, главный собор Кремля во всей своей красе предстанет как раз к 5 октября, а пока он в лесах.

Потом по программе была стройка музыкального театра, честно говоря, ехал туда без особого энтузиазма. Ну, думаю, ещё какой-то музыкальный театр, тем более стройка, он ещё не открыт, что там может быть интересного? И я ошибался. Не сомневаюсь, что это один из самых грандиозных проектов подобного рода в России. С большим удовольствием на стендах переснял эскизы и внешнего вида театра, и внутреннего убранства.

Зал на тысячу двести мест с самым современным оборудованием, с многочисленными ярусами для зрителей. Партер поднимается и трансформируется в огромный танцевальный зал вместе со сценой. Технические возможности позволяют в один день показывать четыре разных спектакля одновременно. То есть декорации будут находиться в готовности номер один и их буквально в течение часа можно поменять. Одним словом – уникальное инженерное, архитектурное и в целом по своему замыслу здание нового музыкального астраханского театра.

Когда мы были внутри, я сделал фотографию будущего зала,

а потом спросил у Александра Александровича, когда театр откроет двери для зрителей. И видя то состояние стройки на сегодняшний день, я ожидал услышать что-то вроде: год, полтора, понимая, что это будет время очень напряжённой работы. Ответ губернатора меня обескуражил: "Восемьдесят четыре дня". То есть, к 5 октября губернатор хочет, чтобы театр заработал. Более того, он сказал, что уже театр Ла Скала готов показать пять спектаклей на этой новой сцене. Уверен, что когда театр заработает, очередь из театральных трупп самых лучших театров мира будет Астраханскому музыкальному театру обеспечена. Молодцы, астраханцы!

Затем поехали ещё к одному объекту, который вводится в связи с юбилеем города, – это Федеральный центр сердечнососудистой хирургии. Там я с удовольствием познакомился со своим земляком-петербуржцем Дмитрием Георгиевичем Тарасовым, который является главным врачом центра. А до этого он работал в аналогичном центре имени Алмазова в Петербурге. Кстати, этот астраханский, насколько я понял, будет филиалом петербуржского центра.

Ещё заехали в строящийся спортивно-зрелищный комплекс для спортивных игр: баскетбола, минифутбола, гандбола, волейбола. Вообще к 450-летию со дня основания своего города астраханцы готовятся серьёзно. Кроме нескольких праздничных дней в октябре городу останутся очень многие замечательные спортивные, культурные и социальные объекты. Вот так, наверное, и нужно праздновать юбилеи.

Затем на астраханском телевидении записал интервью и поехал на встречу с активом регионального отделения партии "Справедливая Россия". Возглавляет отделение депутат Госдумы, член нашей фракции Олег Шеин, очень толковый и грамотный законодатель и политик, пользуется огромным уважением у астраханцев. Кстати, на думской кампании именно в Астраханской области наша партия показала лучший результат – 20,7 процента.

После встречи с активом поехали в посёлок Растопуловка. Там открылся новый спортивно-стрелковый комплекс (стрельба по тарелочкам). В очередной раз не подвёл ВДВ!

8 июля в 9 утра вылетели в Ахтубинск – это город в Астраханской области, северо-восточнее Астрахани. В Ахтубинске находится Государственный лётно-испытательный центр имени Валерия Чкалова (ГЛИЦ). Таких центров в мире три, один из них в России и он находится в Ахтубинске. Здесь испытывают все, без исключения, модели и самолётов, и вертолётов одни из самых лучших лётчиков России. Приведу только одну цифру. В этой воинской части сегодня служат десять Героев России. Командир части – генерал-лейтенант, Герой России Юрий Петрович Трегýбенков. Кстати, о Героях России, в разные годы в ГЛИЦе проходили службу более ста Героев Советского Союза. Здесь также в разное время прошли хорошую школу лётного мастерства будущие лётчики-космонавты.

Сначала мы пошли смотреть авиационную технику. Вместе с Юрием Петровичем мы залезли в кабину новейшего Су-34-го (Юрий Петрович сказал, что можно считать его истребителем четвертого с половиной поколения).

Очень понравился новый боевой вертолёт Ми-28.

Как раз мы с Юрием Петровичем на фоне этого вертолёта. Потом провёл встречу с офицерами ГЛИЦа, поблагодарил их за отличную службу.

Потом поехали на встречу с районным активом Ахтубинского района. А затем на машинах поехали на озеро Баскунчак. По дороге завернули на предприятие "Кнауф Гипс Баскунчак" – современное производство по добыче и переработке природного гипса.

Озеро Баскунчак, наверное, крупнейшее соляное озеро в Европейской части. Ещё с 1882 года тут добывают пищевую поваренную соль. Добыча очень простая: прямо по дну озера (а дно находится на глубине буквально нескольких сантиметров и представляет из себя идеально гладкую поверхность каменной соли) укладываются шпалы и прокладываются две ветки железной дороги. По одной ветке ездит специальный комбайн, который разбуривает соль и, как пылесос, вместе с водой всасывает её в себя: вода отбрасывается, а мокрая соль по транспортёру грузится в параллельно стоящие на другой ветке вагоны. Потом соль доставляется на заводы, где уже превращается в привычную нам пищевую соль в различных упаковках. Сегодня, кстати, предприятие "Бассоль" (баскунчакская соль) производит более 150 видов как пищевой соли, так и для промышленного потребления, а также бальнеологическую продукцию для лечебных и профилактических процедур.

Интересный музей на этом предприятии, где можно посмотреть на геологический разрез, увидеть многие палеонтологические находки. Когда-то здесь было море и, собственно говоря, многочисленные солевые линзы, которые находятся начиная от поверхности и на довольно большой глубине (в несколько сот метров), – это свидетельство тех периодов, когда море приходило, а оно за многие миллионы лет то приходило, то уходило и соляные линзы или, как их обычно называют, соляные купола перекрываются то песчаником, то глинами, то ракушечником, то ещё какими-нибудь осадочными породами. Вообще-то мы предполагали даже искупаться в этом озере, хотя купаться – это громко сказано: утонуть в этом озере невозможно. Если зайти в те места, где есть глубина так, чтобы вода была где-то по грудь, то тогда ты превращаешься в поплавок: ноги дна не касаются, но и глубже ты никуда не погружаешься, можешь так болтаться сколько тебе угодно. Говорят, что когда выходишь после нескольких минут купания, потом прямо у тебя на коже растут иглы соли, то есть она немедленно кристаллизуется и надо обязательно идти под душ и долго-долго смывать с себя это соляное удовольствие. Что-то у меня энтузиазма особого не было, ну а честно говоря, у меня была задумка всё-таки забраться на единственную гору в Прикаспийской низменности, которая называется Большое Багдо, то есть Святая гора. Эта гора, представляющая собой соляной купол, является самой высокой точкой области. Её абсолютная высота над уровнем моря плюс 152,5 метра, а её подножье лежит на 20 метров ниже уровня моря. Эта гора "живая" в прямом и переносном смысле. В прямом – она "растёт" примерно на два миллиметра в год. Дело в том, что это ничто иное, как я уже сказал, как соляной купол, а так как соль по плотности меньше и легче, чем вмещающие породы, вот они её и выталкивают, как, допустим, в ванне резиновую игрушку из воды выталкивает на поверхность. А в переносном смысле – дело в том, что эта гора "говорящая". В результате работы ветра на скалистых обрывах одного из склонов можно видеть неглубокие пещеры, каменные ниши, столбы, многочисленные углубления, похожие на гигантские соты и даже при небольшом ветерке слышен неясный гул, напоминающий бормотание. Естественно, такая уникальная гора обязательно должна была быть мною "покорена". Я понимал, что на легковой машине туда не проедешь, но губернатор это предусмотрел, и мы пересели в джипы и поехали. В дороге начался дождь. Проезжая мимо одной высохшей лужи на обочине я увидел, как мне показалось, щенка, который сидел посередине этой лужи. Про себя я подумал: "На обратном пути надо посмотреть – вдруг он немножко провалился", потому что бывает такой такыр – с верху твёрдый, а внизу – грязь. На гору нам удалось въехать где-то до середины, потому что прошёл дождь и глинистая дорога превратилась в мыльную поверхность. Пешочком протопали на вершину, где находился триангуляционный пункт – это топографическое сооружение, фиксирующее самую высокую точку этой горы. Вот как выглядит озеро Баскунчак с горы.

А вот так выглядит соледобыча

и сама гора издалека.

Когда мы стали подниматься, внизу, в долине, увидели круглое, сиреневое в центре и зелёное по краям пятно. Это цвели цветы (может быть ирисы?).

В одном месте на горе видны интересные выходы красных глин.

Калмыки, которые любят приезжать на Святую гору, считают, что эти красные выходы – ничто иное, как кровь монахов, которые за что-то провинились перед Буддой и он их наказал. А вот те самые живописные скалы.

Одна из них мне напомнила лежащего бегемота с открытой пастью.

Пока мы были на горе, внизу, в долине, было видно: прошёл страшнейший ливень. Когда мы пешочком спустились к машинам, на каждом ботинке у нас было по паре килограммов грязи, которую мы долго-долго счищали, а потом мы двинулись по долине. Двинулись – это громко сказано. Так долго юзом я никогда не ездил в жизни. В Монголии бывали участки, когда машину крутило и заносило, но это всегда были участки метров по пятьсот, а здесь примерно 15 километров машину "возило" как угодно: и разворачивало, и стаскивало в кювет, и ехали мы практически боком, где-то застревали. Одним словом – вспомнилась молодость, и было очень даже интересно, можно сказать: экстрим. Когда мы доехали до той сухой лужи, в которой я видел собаку, оказалось, что бедный пёсик уже сидит в воде.

Это оказался пудель и я попросил ребят обойти лужу и вытащить собачку. Когда ребята подошли, они сказали, что пудель практически весь лысый на спине и очень-очень дряхлый. И тут Александр Александрович сказал: "А-а, точно, это он пришёл умирать". И рассказал вот какую историю про своего пуделя Тимошу.

Александр Александрович рассказал, что пудели одни из самых умных собак, очень привязываются к хозяевам и вообще чувствуют себя полноправными членами семьи. По поводу ума Тимоши Александр Александрович сказал, что можно было, сидя на кухне сказать Тимоше: "Позови Наташу (или Иру)" и он шёл и звал ту из дочерей, которую нужно. А ещё однажды Тимоша заболел и ему нужно было делать уколы. А так как дело было, видимо, осенью, врач порекомендовал сшить комбинезончик и на улицу выносить Тимошу в нём. Тимоше этот наряд очень понравился, но ещё больше ему понравилось, что его на улицу носили на руках, его все жалели, и Тимоша всем своим видом показывал, как ему плохо. Однажды, когда Александр Александрович пришёл с работы, одна из дочерей говорит: "Папа, Тимоша-то нас обманывает: я была на кухне и тихонечко подошла к двери, заглянула в комнату, а он носиться каруселью, а как только меня увидел, тут же лёг на коврик и стал поскуливать. Я за это сняла с него комбинезончик". Александр Александрович продолжает свой рассказ: "Подходит ко мне еле-еле, шкандыбая, Тимоша и смотрит на меня так, что во взгляде я читаю: "Ну, что тебе жалко? Одень комбинезончик, он мне так понравился!" Мне стало его действительно жалко и я одел на него комбинезончик, от радости Тимоша как кругами забегал, потом вдруг затормозил, глянул на меня и понял, что прокололся, что он действительно сачковал, изображал из себя больного, потому что очень уж ему нравилось как за ним ухаживали и носили на руках. А потом, когда Тимоше исполнилось 16 лет, однажды он пропал, нашли его через сутки мёртвым. Дети плакали, было очень жалко. И тогда я узнал, – говорит Александр Александрович, – что пудели, оказывается, не желая травмировать членов своей семьи, умирать уходят далеко". Вот, похоже, и эта бедная псинка тоже ушла от хозяев умирать. Было принято решение не трогать её. Мы поехали дальше, а мои коллеги, Юра Чаплин и Геннадий Горбунов, уехали на джипе быстрее и впереди нас. Когда мы доехали до посёлка Баскунчак, Юрий Константинович сказал мне: "Сергей Михайлович, я попросил ветеринаров, сейчас поедут, собачку заберут и посмотрят, что с ней". Было очень приятно, потому что как-то на душе было не так, оттого что собаку оставили в воде.

А вот вид нашего "героического" джипа после езды по "мыльной" дороге.

Ещё забыл написать, что на горе Багдо и вообще в заповеднике вокруг Баскунчака очень много уникальной растительности и уникальных животных, пресмыкающихся и так далее, много самых разных птиц. Здесь обитает один из интереснейших видов отечественной фауны – пискливый геккончик, который был описан впервые в начале прошлого столетия. Мы на горе потратили довольно много времени, отворачивая камни и ища этого геккончика, который размером всего в 5-6 сантиметров. И нам повезло, под одним из камней мы его увидели и даже сфотографировали.

Пересев в чистую машину, мы "рванули" на военный аэродром Ахтубинска и вылетели в Москву.