Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
sergey_mironov

ЧЁТКИ ПАМЯТИ - (Тандем)

ТАНДЕМ
Это не о том, о чём вы подумали, это о двухместном велосипеде, на котором педали крутят оба, а рулит один – передний. И это тоже не то, о чём вы подумали, это всё-таки о велосипеде, а не о политике ...

Дело в том, что когда мне было лет пятнадцать, мы с моим другом Толяном задумали сделать самостоятельно тандем-велосипед.
Причём, мы видели такие велосипеды на картинках и понимали, что где-то их делают заводским способом, но вживую мы ни разу такой велосипед не видели и решили сконструировать его сами.
Для начала у нас были велосипеды дорожный и "Спутник", причём у "Спутника" рама была тоньше, тем не менее это не помешало нам рассчитать, распилить и сварить (уж не помню как, но помню, что сваркой) эти две рамы. Дальше мы сконструировали руль. Ну, с передним рулём и с передним колесом у тандема было всё понятно, а руль второго колеса проходил через сиденье переднего велосипедиста …

Забегая вперёд, когда мы опробовали наш тандем, конечно, Толян сел впереди, я сзади, но при каждом повороте я хотел "подвернуть" его и что есть силы давил на руль, без всякого, правда, успеха, а Толян орал, что я норовлю его скинуть с велосипеда.
Делали мы тандем, наверное, целый месяц. Это было лето, были каникулы.
В принципе, всё у нас получалось, кроме одного, длинная цепь, которая шла со звёздочки педали первого велосипедиста на шестерёнку заднего колеса, всё время провисала. И как мы не натягивали цепь, что мы только не делали, провис был такой, что цепь норовила соскочить.
Тогда мы придумали: сделали на задней раме крепление и привернули самую обыкновенную алюминиевую палочку, которая поддерживала цепь, и цепь по ней двигалась. Во время движения эта цепь издавала очень характерный механический звук, как трещотка: "Тр-р-рр". Причём, чем быстрее мы ехали, тем звук, естественнее, становился интенсивнее.
Я так подробно об этом рассказываю потому, что, когда мы стали испытывать наш тандем и начали в окрестностях Пушкина осваивать всевозможные шоссе, был один курьёзный случай.

Решили мы из Пушкина сгонять в Красное Село (это где-то километров двадцать).
И вот мы выехали на шоссе, разогнались и догнали грузовичок, который шёл со скоростью примерно километров сорок пять-пятьдесят. Мы пристроились сзади него, потому что сопротивление воздуха там было меньше, и очень спокойно, без особого напряга, километров пять или семь, так ехали. Потом грузовичок свернул, а мы уже набрали, идя за грузовичком, хорошую скорость. И тут шоссе пошло под уклон, и начался такой довольно плавный поворот направо.

Мы крутим педали что есть силы, выскакиваем из-за поворота и тут видим: прямо посреди почти пустого шоссе стоит гаишник, растопырив ноги, раскинув руки, заранее машет палкой, с удивлением ожидая (а это удивление очень хорошо было видно на его лице) некое транспортное средство, которое (как его опытный слух уловил) движется со скоростью несколько десятков километров в час, но звук явно не похож ни на один мотор.
Мы, конечно, подчинились, остановились, изумлённый гаишник осмотрел наше "чудо", спросил: что это тут у вас так тарахтит? Мы показали ему, что тарахтит. Кстати, та самая алюминиевая палочка регулярно стиралась, но мы возили запасную.
Это одно из небольших приключений наших путешествий.
Дело в том, что с Толяном мы ездили в Новгород, ездили в Сланцы, в Гдов, в Псков. Ездили с ночёвками, брали рюкзаки, палатку.

Однажды тоже был весёлый случай.
Мы поехали с ночёвкой в Новгород. Палатку не взяли, рассчитывая, что дождя не будет и переночуем как-нибудь. У околицы какой-то деревни увидели недалеко от дороги стог, набрали сена. Отойдя от стога, развели костёр и разогрели, как сейчас помню, банку гречки со свиной тушёнкой. Спортсменами нас назвать было нельзя, потому что вечером могли себе позволить распить бутылочку винца.

И вот сидим мы около костра. Как всегда завязалась оживлённая беседа, вернее, Толян что-то горячо рассказывал. Мы выпили по чуть-чуть и начали из одной банки есть гречку со свининой, но так как Толян был увлечён своим рассказом, то я совершенно не задумываясь, слушая его, ел, да ел. Наконец, когда Толян закончил какую-то весёлую историю, мы вдвоём глянули в банку, а там каши со свининой (кстати, похоже, от свинины там был один запах) осталось на донышке.

Толян медленно поднял глаза на меня и с очень большим укором сказал:
– Ты меня обожрал!
После этих трагических слов мы начали хохотать как сумасшедшие и долго не могли успокоиться, насколько это искренне и нелепо прозвучало. Мы достали вторую банку, разогрели. Я, конечно же, не мог обделить друга этой замечательной гречневой кашей с запахом свинины.

А ещё был случай, когда возвращаясь, по-моему, из Сланцев, и очень устав, мы решили проголосовать, чтобы нас подбросили на машине.
Нас действительно подбросили, причём, солдатики. Мы забрались в ГАЗ-66, кое-как затащили свой тандем. Проехали мы с ними, наверное, километров двадцать или тридцать, потом наши пути расходились.
Мы вытащили велосипед и хотели ехать дальше, как вдруг оказалось, что, видимо, из-за тряски в машине, на переднем колесе из ступицы полностью выскочили шарики из подшипника, и колесо болталось просто на оси. Запасного у нас не было. Долго мы думали, что делать, а велосипед можно было нести только на руках. Колесо, конечно, крутилось, но ехать на нём было невозможно.
Как было ни жалко, мы пришли к единодушному выводу, что, похоже, наш красавец тандем "приказал долго жить". Мы и оставили его в кювете у дороги, а сами уже налегке, автостопом доехали до Питера.

Увлечение велосипедом у нас осталось. Потом откуда-то мы достали другие велосипеды, уже обычные. По-прежнему гоняли, причём очень далеко, но к идее построить тандем больше не возвращались.