Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

ЧЁТКИ ПАМЯТИ - ( Крестовый порог)

Продолжаю "Чётки памяти" ...

КРЕСТОВЫЙ ПОРОГ

Первая моя в жизни экспедиция, а это была полевая практика, была после первого курса техникума в 1971 году. Попали мы с моим другом Олегом на Кольский полуостров. В посте "Северное сияние" я об этом уже написал.
Работа была интересная, на земле проверяли аэрогаммааномалии. Нужно было по карте дойти до места, где были обозначены аномалии, и найти их, а геологи должны были посмотреть и понять, что это: повышенный радиоактивный фон в граните, либо аномалия. Очень часто действительно была мощная аномалия и часто – на болотах, но, как правило, это были радоновые аномалии, то есть с глубины, из болота локально выходил радиоактивный газ, и такие ключи радоновые фиксировала аэрогаммасъёмка.

Однажды нам предстояло выдвинуться вглубь Кольского полуострова.
А стояли мы на берегу Белого моря, и нужно было пройти, помню, по реке Пана километров сто двадцать вверх по течению. Километров семьдесят-восемьдесят по лесовозным дорогам мы доехали до посёлка на берегу реки, где начальник отряда договорился с мужиком-браконьером (а там все браконьеры – ловили сёмгу, хотя Рыбнадзор запрещал ловлю).
У этого мужика в укромном месте была затоплена железная плоскодонка, у которой на дне было отверстие. Когда нужно было идти на рыбалку, лодка вытаскивалась со дна из воды и в отверстие ввинчивалась пробка, а после рыбалки пробка выкручивалась и лодка затапливалась метрах в трёх от берега и никто не мог найти её. Это было плавсредство для браконьеров, но у нас были другие цели. Мужик нам дал пробку от лодки и объяснил, где её искать. Искали мы это плавсредство часа два и нашли.

И вот мы стали грузить в лодку спальники, палатки, приборы.
Потом привязали к лодке верёвки и, как бурлаки на Волге, потянули лодку вверх по течению. Шли несколько дней. Через какое-то время стали попадаться байдарочники – по этой реке проходил байдарочный маршрут какой-то суровой сложности, на этой реке были "крутые" пороги. Пороги мы преодолевали просто: подтаскивали лодку к берегу, разгружали, волоком перетаскивали лодку за порог, загружали и шли дальше.

Однажды мы дошли до непроходимого порога Крестовый, который был обозначен на карте. На скале стоял крест, отсюда и название. На противоположном берегу мы увидели большой палаточный лагерь и много байдарок. Когда протащили лодку до середины порога, мы поняли, почему он непроходимый.
В этом месте камни торчали сплошной цепочкой, как стена, и только в центре был узкий проход, куда устремлялся мощный поток воды. И как специально там по центру стояли два огромных валуна, как ворота, а ниже по течению, прямо по центру прохода, примерно в трёх метрах стоял третий валун. Поток воды, как на гидроэлектростанции, устремлялся между двух валунов, со всей силой ударяясь в третий валун, фонтанами распадаясь на две части.
На такой стремнине сманеврировать было невозможно, потому что стопроцентно любое плавсредство выносило между двух валунов на третий, и оно неминуемо должно было разбиться. Поэтому и мы, и байдарочники проходили порог волоком.

Неделю стояли на выброске – работали на аномалиях, а потом наступило время спускаться обратно. Обратно иди было веселей – лодку уже не тащили, а, наоборот, придерживали. Мы сделали нечто похожее на вёсла, два-три человека садились в лодку, а несколько человек за верёвку на берегу придерживали её, чтобы не уносило. Иногда приходилось прибивать лодку к берегу, потому что было очень сильное течение, которое вырывало верёвки из рук.

И вот мы подошли к Крестовому порогу. За это время мы столько раз выгружали и загружали лодку на порогах, что нам это надоело, и мы начали предлагать авантюру: а что, если не выгружать из лодки поклажу?
Лодка была из пятимиллиметровой стали, метра четыре в длину, метра полтора в ширину и имела тупой нос. Расстояние между двумя валунами метра три, поэтому лодку нужно было аккуратно пропустить через эти два камня, как нитку в игольное ушко. А чтобы лодка не ударилась о третий камень, мы решили, что привяжем дополнительные верёвки и человек шесть-семь, находящиеся на берегу, будут их держать, а трое в лодке будут пытаться различными подручными средствами отталкиваться от камней.
По нашим расчётам всё должно было получиться.

Подтянув лодку к берегу метров за сто до порога, начали готовиться. Кто-то из лагеря байдарочников, видимо, заметил наши приготовления и весь лагерь, как в театре, собрался посмотреть на сумасшедших, которые решили пройти через порог по стремнине. Мы увидели, что несколько человек взяли в руки кинокамеры, бинокли, про фотоаппараты я уже и не говорю.

Мы долго спорили, кто должен сидеть в лодке, а кто должен тянуть?
Так как мы с Олегом были самые молодые, решили, что наше место в лодке, а посильнее должны держать верёвки. С нами сел Юра, один из геофизиков, который служил на флоте и должен был стать для нас и капитаном, и боцманом, и рулевым. Мы взяли с собой срубленные топором толстые палки метра два длиной, которыми должны были отталкиваться, когда пройдём эти "крестовые" ворота. Договорились о командах и знаках – всё было оговорено.

И вот лодка, сначала медленно, а потом быстрее пошла в стремнину. Подруливать не нужно было, вода сама стремилась к центру. Когда оставалось метров двадцать, мы увидели, что лодка идёт хорошо, а верёвки, которые были привязаны к борту, корме и носу, сильно натянулись. Но тут в самой стремнине лодка как будто рванула что есть силы и мы почувствовали, что все верёвки оказались в воде, их просто вырвало из рук наших товарищей.
Нашу лодку развернуло бортом так, что корма и нос упёрлись в эти два камня, и через нашу голову пошёл гребень воды. Мне показалось, что мы были сухими – вода перехлёстывала через нас. Не дожидаясь команды, спрыгнул в воду, было неглубоко, примерно по грудь. Я начал пробовать палкой отжать корму, чтобы лодку развернуло и, бог с ней, пусть ударится о третий камень, но пройдёт в это "игольное ушко".

Верёвки были в воде. На берегу пытались поймать их, но течение быстро подгнало верёвки к нашей лодке. Олег тоже спрыгнул в воду. Мы развернули лодку, она стукнулась о третий камень, но так как скорость была уже небольшая, её естественно развернуло, и мы выскочили вправо в сторону берега.
Мы начали грести и метрах в двухстах ниже порога благополучно пристали к берегу. Что было на другом берегу, не видели, но когда подгребали, услышали бурное ликование и увидели, что толпа бежит по берегу вслед за лодкой, радостно махая руками.
"Ещё бы!" – запоздало подумал я. – Непроходимый Крестовый порог взят и кем – геологами и геофизиками! Какие мы крутые парни!"

Когда подбежали наши, мы услышали их красноречивое мнение о нас, о лодках, о нашей затее…., но лодка была цела.
Спальники и палатки намокли, приборы находились в ящиках – остались сухими. Мы всё вытащили, высушили, заодно и пообедали, а потом вновь бурлаками наоборот пошли вниз к посёлку, где нас ждали машины.
Вот так был пройден непроходимый порог!