Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

ЧТОБ НЕ РАСПАЛАСЬ СВЯЗЬ ВРЕМЁН …

Дорогие друзья!
Как уже писал, в минувший четверг в Центральном доме актера имени А.А.Яблочкиной встречался с российскими театральными деятелями и артистической молодежью.
Хочу продолжить разговор о театре – теперь уже с Вами.

Культура, наука и образование - это три кита, на которых стоит наша страна. Главными конкурентными преимуществами России всегда были и есть наша духовность и интеллект, которые базируются на богатейшем фундаменте – великой русской культуре. А русский театр всегда являлся примером высочайшего профессионализма, духовности и нравственности.

Преемственность поколений в широком понимании - как никогда актуальна в последнее время. Итоги выступления нашей Олимпийской сборной в Ванкувере ещё раз показали как это опасно, когда «распадается связь времён», обрываются традиции, разрушаются школы. Причём, неважно какие: спортивные, научные или театральные.

К сожалению, мы живём именно в такое время, в эпоху перемен, когда могут быть безвозвратно потеряны бесценный опыт и традиции отечественного театрального искусства. Угроза разрушения российского театрального искусства сохраняется до сих пор. Отечественный театр в значительной степени утратил государственную поддержку и с огромным трудом и потерями всё ещё адаптируется к рыночным отношениям.
Рынок обострил такие давние проблемы, как недостаточная обеспеченность театров профессиональными артистами, низкая заработная плата, особенно театральной молодёжи, её бытовая неустроенность, позорно низкие пенсии и социальная незащищённость пожилых актёров.

Сегодня театры крайне нуждаются в профессиональном менеджменте, в грамотном финансовом и правовом сопровождении театральной деятельности. Наиболее остро все эти проблемы проявляются в провинциальных театрах, которые во многом зависят от отношения к ним местных властей.
Согласно данным Минкультуры России, сегодня располагают своими театрами только около 19% населённых пунктов страны, имеющих статус городских поселений и городских округов. Согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведённого в марте 2009 года, 47% жителей России практически не посещают театры, а 29% вообще никогда не бывали в них. И главная причина этого – отсутствие театров в месте проживания.

По развитости сети театров Россия проигрывает большинству европейских государств. Что касается ценовой политики, то средний размер цены театрального билета составлял в 2008 году порядка 200 рублей, а ТЮЗов – около 100 рублей (хотя, в Москве, например, билеты стоят намного дороже).
Много можно говорить и о значении театра в развитии духовности, воспитании новых поколений, в удовлетворении эстетических запросов разных категорий зрителей. Люди нуждаются и в классике, и в современных постановках. Но одних только слов мало.
Повторю свою давнюю мысль: в городе, где закрываются театры и библиотеки, надо начинать строить новую тюрьму, ведь воспитывать молодёжь будет некому, и она неизбежно туда попадёт.

Театр всегда поддерживался, ещё с момента его основания, обществом и государством. И всегда был определённый социальный заказ. Считаю, что такой заказ должен быть и сегодня.
Одной из характеристик художественной деятельности театра является репертуар. Именно с его помощью реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности культуры. Сегодня мы ждём от театра глубоких, патриотических спектаклей в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне. Но дождёмся ли?

Понятно, что театры в наше время очень разные. Некоторые чрезмерно увлекаются эпатажем и, к примеру, ненормативной лексикой. Конечно, профессиональную оценку театральной деятельности должны давать искусствоведы, театральные критики, а не чиновники. Но зрители идут в театры, чтобы прикоснуться к прекрасному, а не слушать матерщину. Задача театрального искусства – поднимать зрителя к духовным высотам, а не опускаться вместе с ним на дно жизни.

Что же касается преемственности театральных поколений, то здесь, помимо государственной политики, определяющая роль принадлежит самому театральному сообществу и гражданскому обществу. Согласно данным Союза театральных деятелей Российской Федерации ежегодно в стране проходит порядка 256 театральных фестивалей в 100 городах России. Это фестивали драматических театров, оперного и балетного искусства, театров кукол, театров для детей и юношества, профессиональных театральных школ, многожанровые фестивали, в их числе международные. Они стимулируют творческий поиск театральных коллективов, обеспечивают обмен профессиональным опытом, выявляют новые дарования.

Большинство фестивалей организуются на субсидии из бюджетов разных уровней, спонсорские средства. Но нынешний кризис привёл, к сожалению, к прекращению финансирования многих спонсорских проектов.
Остановлюсь подробнее на вопросах государственной, в том числе правовой поддержки театрального искусства.

Министерством культуры разработан проект концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. В этом документе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с театральной деятельностью. В том числе: о доступности театрального искусства, репертуаре театров, о театральных фестивалях, участии в мировом театральном процессе. Анализируется финансовое, кадровое, научное, законодательное обеспечение театральной деятельности, а также вопросы социальной защиты актёров.
Этот проект можно и нужно обсуждать. Так, я, к примеру, считаю, что необходима его существенная доработка в части конкретизации механизмов практической реализации.

Если говорить о нынешней государственной поддержке театров, то она не столь значительна, как того бы хотелось. До 2007 года государственные и муниципальные театры финансировались через казначейства, как бюджетные учреждения. С принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях» часть из них приобрела этот статус. Однако до сих пор не выработано методик оценки, адекватно учитывающих результаты театральной деятельности. Эта же проблема сохраняется и в связи с разработкой в настоящее время федерального закона о казённых и бюджетных учреждениях. В этом законопроекте пока совершенно не учитывается специфика театральной деятельности.
Остаётся актуальным вопрос о принятии закона о театрах и театральной деятельности.

Нельзя механически приравнивать театральную деятельность к банальным социальным услугам. Назову ещё некоторые неотложные меры по созданию благоприятных условий деятельности театров. Нам нужно выработать правовые механизмы увеличения заработной платы артистов до средней в соответствующих регионах. Необходимо обеспечить все театры театральными общежитиями для закрепления в театрах творческой молодёжи. Следует также включить государственные и муниципальные театры в список организаций, освобождённых от уплаты таможенных сборов за театральное имущество при пересечении границ.

Закончить хочу словами Николая Васильевича Гоголя – «Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра».
Tags: Культура, НА ЗЛОБУ ДНЯ, Наука, Образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →