Школьный психолог - не роскошь, а необходимость

Прочел интервью министра образования России Ольги Васильевой агентству «Интерфакс». В разговоре красной нитью – о недавних страшных событиях в школах Перми и Бурятии. 

Однако подобного рода «громкие» происшествия случаются у нас с завидным постоянством на протяжении уже нескольких лет. И при каждом новом случае журналисты федеральных изданий ведут свою статистику. 

Вот свежие данные: с конца 2013 года, в российских школах зафиксировано минимум 15 случаев стрельбы и семь конфликтов с использованием колюще-режущих предметов. Из-за этого погибли три ученика, два преподавателя и один полицейский. Число раненых просто огромно.

Интересное совпадение – именно с 2013 года, то есть, пять лет назад, в России стартовала политика оптимизации школ. Своеобразный «юбилей». 

В январе 2013 оптимизацию начали, а в октябре-декабре этого же года были зафиксированы сразу три случая стрельбы из пневматического оружия в школах. Могут ли эти события находиться в причинно-следственной связи? На мой взгляд, вполне.

Вот уже пять лет финансирование всех российских школ является подушевым. Деньги на содержание госучреждения привязаны к количеству учеников, готовых воспользоваться его услугами. Укрупнение стало основной стратегией выживания. Больше учащихся – больше денег. 

Конечно, объединение снижает некоторые управленческие расходы, это вам скажет любой экономист. Например, вместо шести специалистов вы можете держать троих, увеличив им зарплату. Но когда «лишними» в школах оказываются ставки психологов, это уже не оптимизация, а сокращение в чистом виде. 

Результат мы видим – нарастание агрессии, стрельбы и поножовщина. Безусловно, здесь не в последнюю очередь ответственность родителей, но и роль психолога очевидна: именно он смог бы заметить особенности поведения подростков и скорректировать их. Но оптимизация лишила школу такой возможности. 

А ведь чиновники придумали все это не от большого ума, а от бессилия. Слияния и укрупнения в госсекторе, как правило, нужны, чтобы скрыть, что та или иная социальная сфера «загибается», собрать скудные ресурсы и заткнуть имеющиеся дыры. Вот и все. Но проблема в том, что изменения социальной сферы нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Иначе сфера перестанет быть социальной.

Ольга Васильева в своем интервью говорит о том, что современная школа не может жить без психологов. Я тоже считаю, что сокрашение этих ставок было серьезной ошибкой, которая привела к весьма негативным последствиям.

Партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в прошлом году вносила в Государственную Думу законопроект о возвращении в школы психологов. В данном вопросе наши взгляды с главой Минобра полностью совпадают.

Рад, что систему образования страны наконец-то возглавляет человек, думающий на перспективу, нацеленный не ломать, а созидать. Правда, от системы когда-то лучшего в мире образования сегодня осталось маловато. Но мне кажется, что совместными усилиями мы многое сможем исправить к лучшему. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.