Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Школу поставили на счетчик

1 сентября начался новый этап в жизни миллионов россиян – кто-то идёт на свой первый урок, кто-то перешёл на следующую ступень обучения, кто-то впервые откроет дверь вузовской аудитории, а кто-то начинает свой первый рабочий день после окончания университета.
Дорогие ребята! Уважаемые педагоги и родители! Пусть весь учебный год будет добрым и успешным для каждого из вас, пусть каждый день начинается так же радостно и торжественно. От всей души желаю всем крепкого здоровья, вдохновения, учителям – мудрости и терпения, а школьникам и студентам – новых знаний и только высоких оценок!

Как я уже говорил, на нового министра образования я действительно возлагаю надежды. Прежде всего, надежду на понимание того, что качественное образование нужно давать всем, а не только избранным. У партиия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ подготовлен комплекс предложений для решения самых острых проблем в сфере образования. О видении ситуаци в образовании и наших наработках - рассказываю в интервью "Московскому Комсомольцу".



– Сергей Михайлович, что вы думаете по поводу недавней отставки бывшего главы Минобрнауки Дмитрия Ливанова?

– То, чего наша партия и наша фракция добивались столько времени, стало фактом: вредитель образования Ливанов отправлен в отставку! Еще в 2013 году все парламентские партии, кроме единороссов, выступали за его отставку. А в этом году, в рамках Всероссийской акции "Правительство, делай или уходи!" к позиции справедливороссов присоединись почти 6 млн россиян. Ливанов давно носил звание самого непопулярного министра, а народ поставил ему "двойку" за работу, возлагая на него личную ответственность за развал системы образования: закрытие 25 тыс. сельских школ, сокращение ведущих вузов страны, платные кружки и секции и откровенные поборы в школах. На его совести и массовая "дебилизация" страны за счет введения ЕГЭ. И вот сейчас справедливость свершилась.

– Но при Ливанове Минобрнауки стало исправлять главные огрехи ЕГЭ...

– "Исправить" ЕГЭ нельзя: его надо отменять как обязательный экзамен! Мало кто знает, что ЕГЭ изобрели в США для детей с отклонениями в развитии, не умеющими сформулировать устный ответ. Чтобы хоть как-то оценить качество работы учителя и ученика, и были разработаны тесты. А наши чиновники от образования, взяв их за образец, превратили некогда лучшую в мире систему образования в примитивную "угадайку". И каждый год снижают нижний порог проходного балла, чтобы треть школьников вообще не остались без аттестатов. В России более двух десятилетий проходит чудовищный образовательный эксперимент, суть которого выразил Дмитрий Ливанов: "Готовить надо не разработчиков технологий, а специалистов, которые могут адаптировать заимствованные технологии". Ну прямо по фонвизинскому "Недорослю": зачем география, если извозчик и сам знает, куда везти! Страна, которая мечтает о космосе, готовит конструкторов и космонавтов! А та, что готовит "адаптеров", всегда будет на третьих ролях. И воспринимать нас будут как сырьевую колонию, наводненную дешевой рабочей силой. Впрочем, чиновничьей России и не нужны думающие и знающие граждане – ей требуются роботы, угадывающие тесты ЕГЭ. Знаете, почему финская образовательная система стала лучшей в Европе? Потому что финны перевели советские учебники, приглашают делиться методиками преподавания учителей советской школы. А наша школа от всего этого отказалась.

– Со средним профтехобразованием тоже проблем немало...

– Да, раньше ребята, окончившие ПТУ и техникумы, с гордостью шли на завод. Про монтажников и сталеваров снимали фильмы, и почтение, которое оказывал молодым рабочим коллектив, невольно зарождало гордость за свою профессию. Сейчас Россия остро нуждается в профессиональных наладчиках, фрезеровщиках, токарях, инженерах-технологах и конструкторах. По данным порталов, предлагающих вакансии, на поиск рабочих специальностей приходится 24% от всех запросов. Да вот беда – выучиться негде. За годы реформы образования закрылось 70% техникумов и профтехучилищ, остановлена работа технических кружков, домов творчества и клубов по моделированию, на профориентацию школам денег не дали. В итоге престиж профессии "Человек Труда" утрачен. Лишь когда у нас топ-менеджеры уступят обложки журналов топ-слесарям, можно будет с уверенностью сказать: хозяевами страны стали Люди Труда!

– Не это ли в последнее время происходит с учителями? И фото на обложках, и повышение зарплат?

– Напротив, высокое звание учителя унижено!
Образование подменили набором "компетенций", фундаментальные знания – "общеучебными умениями", а учителя сделали лишь "исполнителем по договору образовательных услуг". Педагоги стонут под тяжестью министерских циркуляров и отчетов, а чтобы получать приличную зарплату, вынуждены вести занятия по 25-28 часов в неделю вместо 18. Бюрократизация школы, непомерные нагрузки и низкая зарплата ведут не только к снижению качества образования, но и к неудовлетворенности учителем своей работой. По данным соцопросов, свыше 70% учителей уже хотят уйти из школы. А чиновники лишь изобретают все новые идеи губительной оптимизации образования и экономии на специалистах: вводят драконовские правила аттестации педкадров, поощряют вопиющую разницу между зарплатой руководителя и учителя и произвол администрации в распределении надбавок учителям. Наше Правительство словно специально делает все, чтобы, как метко выразился академик Капица, "все, что нам осталось, это рядиться в чужие обноски". А ведь система образования напрямую связана с безопасностью страны. Ключевой причиной чернобыльского взрыва было то, что среди персонала Чернобыльской АЭС к моменту взрыва на месте не оказалось ни одного человека, получившего высшее образование именно по ядерной энергетике.

– Сейчас модно ссылаться на скудность кризисного бюджета...

– Школу буквально поставили на счетчик! В нашем советском детстве в школах были авиа – или судомодельные кружки, хор, театр, баскетбольная или хоккейная секции. Бесплатные! Но в 90-х вся внеклассная работа была уничтожена, а в 2000-х узаконили коммерческую деятельность школ. Продленка, кружки, секции – все за деньги! С введением ЕГЭ учебный процесс превратился в чемпионат между школами: чем выше баллы, тем вероятнее директору разрешат набрать в следующем году два-три 10-х класса вместо одного, и тем самым увеличить подушевое финансирование. Больше не нужны ни золотые медали, ни "золотые" головы ребят... А в глубинке и вовсе беда: за годы реформы образования Правительство избавилось от 25 тыс. сельских школ, хотя даже в войну школы работали! Даже в лихие 90-е их не трогали! В СССР сельская школа была центром культуры – там библиотека, кружки, дух просвещения.

– Слышу ностальгические нотки по советскому прошлому...

– Так ведь принципами советской школы были бесплатность, всеобщность и фундаментальность, а сейчас образование платное! Учеников поделили на бедных и богатых, а вместо знаний достаточно правильно заполнить тесты ЕГЭ. Для любого нормального государства цель качественного образования – дать путевку в жизнь развитой личности, высококлассному специалисту. А нашему Правительству нужен лишь тот, кто обладает определенными навыками, востребованными рынком. Но рынку нужен не человек с широким кругозором, а послушный исполнитель, приносящий прибыль. Вот образование и подменили набором "компетенций", а фундаментальные знания – "общеучебными умениями", вдвое сократили число вузов, а школу забюрократизировали: сегодня у нее 144 проверяющие организации!

– У вас есть план выхода из этой ситуации?

– СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ знает, как защитить образование и науку! Первое. Отменить ЕГЭ как всеобщую форму аттестации. Сдача ЕГЭ должна стать добровольной. Второе. Ввести специальные квоты и льготы для поступления в вузы выпускников из сельской местности и небольших городов. Третье. Сделать участие российских вузов в Болонской (двухуровневой) системе высшего образования добровольной. Четвертое. Стипендии – не менее 7 тыс. рублей, проезд в общественном транспорте для школьников и студентов – бесплатный. Пятое. Ввести квотирование первого рабочего места для выпускников средних специальных и высших учебных заведений. Шестое. Выделить на финансирование образования и науки не менее 7% ВВП. Седьмое. Сохранить принцип самоуправления для Российской академии наук. Восьмое. Зарплату учителя приравнять к зарплате и соцпакету госслужащего!
Tags: Выборы, Образование, Общество, Правительство, СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments