Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Культурное возрождение неизбежно. Размышления о выставке В. Серова

Выставка Валентина Серова, приуроченная к 150-летию художника, была продлена еще на неделю. Продлена второй раз. Сначала ее планировали завершить 17 января, продлили до 24го, и вот, видя небывалый интерес, закроют только в конце месяца. Зная о тонкостях организации подобных масштабных выставок, строжайших условиях экспонирования, правилах таможенного законодательства и прочих нюансах, понимаю, какого большого труда стоило Министерству культуры и Третьяковской галерее договориться о продлении. Замечательно, что еще несколько дополнительных дней появилось у всех, кто мечтал посмотреть эту удивительную выставку.

Принципиально не хочу надолго останавливаться на инциденте, случившемся на прошлой неделе. Скандальные заголовки, которыми запестрели страницы СМИ и интернет-порталов, никак не должны были оказаться возле имени Валентина Серова. Увы, и очереди на морозе, и давка в холле, и даже выбитая дверь были. Все это дало повод поглумиться над культурным событием, в содержании которого придраться было не к чему.

МЧС развернул мобильный пункт обогрева, российское военно-историческое общество организовало полевые кухни, онлайн-продажа билетов была прекращена. Вновь видим принцип «бить по хвостам», хотя можно было бы не падать на ровном месте. Остается надеяться, что печальный опыт будет наконец-то учтен. Третьяковская галерея уже объявила, что на свои следующие выставки планирует продавать онлайн-билеты с указанием времени посещения экспозиции. Надеюсь, и зрители будут ответственнее и собраннее, не оставляя посещение на последние дни.

Поговорить же я хочу о самой выставке и о том удивительном факте, который она ясно показывает. Выставка, конечно, самая замечательная, и огромный интерес к ней я искренне понимаю и разделяю. Представлены работы из 25 российских музеев, 4 зарубежных музеев и частных коллекций. Например, из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой, который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Впервые в Россию вернулся портрет двоюродной сестры художника Марии Львовой, вывезенный во Францию еще в начале прошлого века.

Прошло около 25 лет с последней монографической выставки Серова, а столь масштабной выставки художника не было уже около века. Организаторы представили огромное количество графики и этюдов Валентина Александровича, что позволило увидеть творческую кухню художника.

Подобные выставки – результат огромной исследовательской работы. Зрители видят на них не просто полотна, но чувствуют и впитают эпоху, узнавая о каждом герое портрета. А ведь недаром говорят, что в историю творчества Валентина Серова, от знаменитой «Девочки с персиками», написанной им в 22 года, до не менее известного модернистского портрета Иды Рубинштейн, законченного им в 45 лет, укладывается вся история русского искусства того времени. Для Третьяковской галереи выставка к 150-летию Валентина Серова стала рекордной – ее посмотрело уже более 400 тысяч человек. До этого первое место принадлежало выставке Исаака Левитана, которую посетило почти 300 тысяч зрителей.

Для меня эти результаты – радостный и долгожданный знак. Знак интереса к классике, к нашей истории, к духу и ценностям России, тонкой нитью пронизывающим все работы наших великих художников и творцов. Согласен с директором Третьяковской галереи Зельфирой Трегуловой, что людям «встреча с подлинным искусством, эмоции и радость, которые оно дает, помогает выжить и остаться человеком».

Я вижу в этом, на первый взгляд казалось бы, небывалом интересе тягу к глубине, к сознанию и духовному понимаю людьми своего мира. А очереди – очереди на выставки на самом деле не редкость для России во все периоды ее истории. Вспомните, из недавнего, например, также большое внимание заслужили и исторические выставки «Рюриковичи», «Романовы» или «Моя история: XX век».

В трудные периоды истории мы подсознательно тянемся к подлинным ценностям, подлинному искусству, находим в них себя и внезапно открываем в себе скрытые резервы. Удивительный феномен, прослеживающийся во всей нашей истории. И верный знак нашего духовного возрождения. Конечно, не мгновенного, поборовшего в будущем еще немало трудностей и глупостей, включая бюрократически-чиновничьи, но неизбежного культурного возрождения. Верю, так будет!
Tags: История, Культура, Общество, Память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments