Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Порог разрешенной безграмотности

Сторонники ЕГЭ любят приводить в качестве аргумента то, что он якобы способствует объективности в оценке качества школьного образования. Какова на самом деле эта «объективность», наглядно показало недавнее решение Рособрнадзора об уменьшении так называемого «минимального балла» по русскому языку. Раньше «порог безграмотности», позволяющий учащемуся избежать неудовлетворительной оценки за ЕГЭ по русскому, был равен 36 баллов. В нынешнем году его снизили сразу в полтора раза – до 24 баллов.

Не буду сейчас погружаться в «премудрости» егэшной системы начисления баллов. Отмечу лишь, что эти самые 24 балла можно набрать даже тому, кто вообще не обладает никакими знаниями, а просто методом «случайного тыка» угадывает правильные варианты ответов в тестовых заданиях. Эти 24 балла вполне были бы под силу даже Эллочке-людоедке из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», словарный запас которой, как известно, составлял целых 30 слов.
Как поясняют чиновники, решение о снижении балла принято ими «совместно с экспертами на основании статистических данных по результатам экзамена текущего года». В общем, это тот случай, о котором говорят: подсчитали – прослезились. Выпусников, которые с прежним «минимальным баллом» получили бы в этом году двойки по русскому (а значит – остались бы без аттестата о среднем образовании), оказалось слишком много. Их число кстати чиновники даже не называют, скрывают, словно военную тайну. Чтобы избежать скандала, взяли и задним числом снизили требования, объявив потенциальных двоечников троечниками.

Конечно, в решении о понижении минимального балла вроде бы присутствует известная доля гуманизма. Лишать аттестата, ломать судьбы ребят в самом начале жизненного пути – в этом, конечно, ничего хорошего нет. Но со всей остротой встает вопрос: куда же мы катимся с этой бездарной реформой образования, если количество тех, кто заслуживает двойки по русскому, не уменьшается, а растет? И что будем делать с такой негативной тенденцией в следующие годы? Снизим минимальный балл до 16, потом до 8, а, может быть, уж сразу до нуля?

Поразительно, но чиновники от образования ухитряются выдавать происшедшее чуть ли не за свою заслугу. Звучат заявления, что все происшедшее, мол, результат усиления контроля за проведением ЕГЭ. Выпускники, дескать, меньше стали списывать и пользоваться шпаргалками, вот это и проявилось в ходе экзамена. Одно хотелось бы уточнить. Пользоваться шпаргалками на экзамене – это, конечно, плохо, это обман. Но разве этот обман идет в какое-то сравнение с обманом иного рода – манипулированием результатами ЕГЭ и искусственным подтасовыванием его результатов?

Если что и проявилось в нынешней ситуации, так это тенденция все большего возрастания вредоносного воздействия ЕГЭ. Ставка на тупую зубрежку, на дебилизацию сознания молодежи начинает проявлять свою разрушительную суть все сильнее и сильнее. Зацикленность на бесконечном латании дыр в системе ЕГЭ приводит к тому, что отвлекаются колоссальные силы и ресурсы от главного – от борьбы за качество учебного процесса, от выработки современных методик преподавания русского языка, подготовки и переподготовки учителей и т.д.

Если мы не хотим, чтобы наша молодежь окончательно утонула в трясине безграмотности, надо в конце концов поворачиваться лицом к проблеме качества преподавания русского языка в школе. Впрочем не только русского языка, но и русской литературы. Ибо истинная грамотность вырабатывается у человека не только путем упорного освоения правил орфографии и пунктуации, но и за счет любви к чтению, умения работать с лучшими образцами русской литературной речи, размышлять над ними, пытаться излагать собственные мысли устно и на бумаге. Очень хорошо, что в систему выпускных экзаменов с 2015 года возвращается сочинение. Но это только первый шаг. Слишком много упущено за последние годы. Придется нагонять.

Ну а если говорить более широко, нам очень нужен сегодня культ грамотности в стране. Грамотность должна стать модной и престижной. Пока же для учеников даже школьные учебники не авторитет. Потому что они зачастую написаны не на «великом и могучем», а Бог знает на каким языке и полны нелепых ошибок. А сколько у нас издается книг, которых рука редактора и коректора, похоже, не касалась?! А сколько убогого косноязычия льется в уши детей с экранов наших телевизоров! Я уж не говорю об Интернете, который давно превратился в клоаку безграмотности.

Кстати, среди интернетских дискуссий по проблемам российского образования мне встретился такой весьма и весьма специфический диалог.
- Правильна зделали што бал снизели, - пишет какой-то шутник.
- Утчить руский изык нада всеровно! Мы жы в расии жывем! – отвечает в том же духе другой.
Понятно, что участники этого кошмарного «обмена мнениями» просто, как говорится, «прикалываются» на актуальную тему. Но ведь в каждой шутке есть доля правды. С помощью ЕГЭ и провальной реформы образования наше общество, увы, все больше и больше скатывается к запредельной степени языковой деградации. «Мрак!» – сказала бы по этому поводу Эллочка-людоедка.
Tags: Образование, Общество, Правительство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments