Сергей Миронов (sergey_mironov) wrote,
Сергей Миронов
sergey_mironov

Хватит кошмарить потребителя!

Настоящим шоком для многих стал инцидент на омском предприятии «Торговый дом «Сыры». В Интернете появился видеоролик, запечатлевший то, как сотрудники этого предприятия в непотребном виде купаются в чане, наполненном молочной смесью, которая предназначена для производства сыров. Демонстративное презрение к потребителям своей же продукции эти гуляки выказали с запредельным цинизмом. Общественное негодование заставило контрольно-надзорные органы принимать срочные меры. Деятельность предприятия остановлена, его продукция изымается из магазинов. И, как стало известно на днях, по факту сыро-молочной оргии Следственым комитетом РФ возбуждено уголовное дело.

Вместе с тем правомерно задать вопрос: почему опять бьем по хвостам? Почему всякий раз надо ждать какого-то ЧП, чтобы выявлялась объективная картина с санитарно-эпидемиологическим состоянием того или иного предприятия, соблюдением на нем технологической дисциплины и ответственностью персонала? Задним число, кстати, выяснилось, что, омские сыроделы как минимум 2 года производили свою продукцию в антисанитарных условиях. Как теперь констатируют специалисты, помещения и территория ТД «Сыры» совершенно не отвечают требованиям к ведению пищевого производства. Кругом мусор и плесень. Нет условий для соблюдение норм гигиены работников. Да и технологии производства продуктов не обеспечивают должное качество и безопасность.

Спрашивается, что же мешало, увидеть все это и принять сооветствующие меры раньше? Да все дело в том, что сотруднники Роспотребнадзора, Россельхознадзора и других ведомств своевременно проверить «проблемное предприятие» по нынешнему законодательству просто не имели права, ибо не истекли три года с момента его открытия. Вот и рацвела при полном отсутствии какого-либо контроля махровая вседозволенность.

Напомню, что норма, ограничивающая число плановых проверок, появилась после того, как с высокой трибуны прозвучал внешне эффектный лозунг «Хватит кошмарить бизнес!». Но сегодня, когда мы все чаще сталкиваемся с явным неблагополучием на продовольственном рынке, а зачастую и с массовыми отравлениями граждан некачественными продуктами, впору выдвигать совсем другой лозунг: «Хватит кошмарить потребителя!». Я, конечно, отнюдь не ратую за восстановление административных барьеров и за то, чтобы вновь начать глушить любую предпринимательскую инициативу бесконечной чередой необоснованных проверок. Однако пора бы разобраться с тем, что бизнес бизнесу – рознь. Нужен дифференцированный подход. В иных сферах трехлетний мораторий на любые проверки действительно вполне оправдан и полезен. Но вот если речь идет о производстве продовольственных товаров, то тут изначальное отсутствие четкой системы контроля зачастую слишком уж дорого обходится. Надо признать в конце концов: ненормально это, когда некто может организовать в каком-нибудь грязном подвале выпечку хлеба или выделку колбасы, – и три года к нему не подходи!

Убежден, что нормы, регламентирующие систему контроля за производством продовольствия, нуждаются в пересмотре и ужесточении. И дело даже не только в количестве проверок. Главное, - заставить самих производителей обеспечивать ответственное отношение ко всему производственному циклу – от качества сырья до отгрузки готовой продукции.
Ну и, конечно, встает вопрос об ответственности. Нынешние штрафы за нарушение санитарно-эпидемиологических и технологических норм смехотворны. А должны быть разорительными, чтобы не то. что купаться в чане с молокой, палец сунуть туда было бы неповадно. И уголовные дела должны возбуждаться не только тогда, когда дело доходит до скандала всероссийского масштаба. Пока же у нас зачастую даже виновники массовых отравлений отделываются легким испугом: выговорами, увольнениями с работы, и лишь в самом худшем случае – условными сроками. Да что там! Даже закрытие того или иного предприятия за грубые нарушения для виновников – не проблема. Через какое-то время собственник перерегистрирует его под другим наименованием, и все вновь идет по тому же порочному кругу.

В общем, омский инцидент порождает много вопросов. Ясно одно: тут нельзя просто ограничиться принятием «дежурных» мер лишь по одному скандальному факту. Пора начинать системно менять «правила игры» в продовольственном бизнесе. Нынешняя крайне низкая защищенность прав потребителей, чрезмерное количество продуктов сомнительного качества на прилавках становится все более серьезным раздражителем для нашего общества. Государство не имеет права отстраняться от данной проблемы. Ведь речь идет о том, что, непосредственно связано со здоровьем и безопасностью граждан.
Tags: Бизнес, Законы, Здоровье, Общество, Экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments